Вера Коротких — Дюмину: К вам поступает односторонняя информация о городских перевозках, выгодная определённому кругу лиц

Президент Тульского регионального Транспортного союза Вера Коротких написала открытое письмо к губернатору Тульской области Алексею Дюмину.

Она рассказывает о ситуации на рынке пассажирских перевозок и сложившемся недопонимании администрации Тулы и коммерческих перевозчиков.

Напомним, ранее на сайте администрации Тулы появился текст обращения от «собственников коммерческого транспорта, водителей, диспетчеров, механиков, медиков и членов семей», в котором сообщается, что рынок пассажирских перевозок был «поделен», а «хозяева маршрутов» ведут незаконную деятельность, обязывая и принуждая тысячи людей работать «не по закону, а по понятиям».

В обращении упоминаются в том числе президент Тульского регионального Транспортного союза Вера Коротких, исполнительный директор ООО «Тульские пассажирские перевозки» Лариса Донченко, которые ранее жаловались на препоны со стороны администрации.

Так, по словам Ларисы Донченко, начальник транспортного управления Алексей Крыгин отказывался от продуктивного диалога о корректировке расписания транспорта, тем самым «создавая в глазах жителей образа плохого коммерческого перевозчика». Вера Коротких призывала Крыгина уступить место кому-то более профессиональному и неравнодушному к жителям, потому что его управление «не хочет решать какие-либо вопросы без политики, без амбиций, без наездов на кого-то из перевозчиков».

Факты, указанные в письме к администрации, уже взяли на заметку в тульском управлении Следственного комитета.

Текст открытого письма Веры Коротких размещён на сайте Тульского регионального Транспортного союза:

Уважаемый Алексей Геннадьевич! По решению общего собрания в Ваш адрес с открытым письмом обращается Тульский региональный транспортный союз по содействию в развитии пассажирских перевозок.

Зная Вас, как опытного управленца и мудрого руководителя, полностью поддерживая проводимую Вами политику, обращаем Ваше внимание и, от имени всех городских перевозчиков, просим личного вмешательства в непростую ситуацию, сложившуюся на городском пассажирском транспорте областного центра. На сегодняшний день в Союз входят 10 предприятий, которые непосредственно задействованы в осуществлении пассажирских перевозок по регулярным маршрутам г. Тулы. Все предприятия входящие в Союз работают на данном рынке порядка 20 лет, накопили огромный опыт, знания в области пассажирских перевозок и в полной мере понимают степень своей ответственности. Ежедневно на 28 маршрутов, обслуживаемых участниками Союза, фактически выходит порядка 900 автобусов категории М2 и М3. Количество и тип транспортных средств по маршрутам определены условиями конкурса 2011 г. и с учетом результатов, полученных после изучения пассажиропотоков на муниципальных маршрутах города.

Причины возникшей проблемы заключаются в следующем:

1. Предыстория отсутствия взаимопонимания и сложных отношений между администрацией города (в лице уполномоченного органа) и частных перевозчиков такова: До 2014 года уполномоченным органом администрации города Тулы, с функцией муниципального Заказчика на обеспечение транспортного обслуживания населения МО город Тула являлось Муниципальное учреждение «Управление транспорта, связи и дорожного хозяйства города Тулы». В 2011 году «Заказчик», в лице Муниципального учреждения «Управление транспорта, связи и дорожного хозяйства города Тулы», в целях выполнения Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», а также для обеспечения максимально комфортных и безопасных условий перевозки пассажиров, наиболее полного и качественного удовлетворения спроса населения на транспортное обслуживание, обеспечения добросовестной конкуренции, создания условий для дальнейшего развития рынка транспортных услуг, проводит конкурс на организацию и осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа транспортными средствами категории «М2» и «М3», города Тулы работающими без предоставления субсидий из городского бюджета.

По итогам конкурса МУ «УТС и ДХ города Тулы» с предприятиями, победившими в конкурсном отборе, были заключены договора на перевозку пассажиров по автобусным маршрутам регулярных перевозок сроком на 5 лет. (до 31.12.2016 г.) Длительный срок действия договоров предоставил перевозчикам гарантию и уверенность в завтрашнем дне, возможность планировать дальнейшее экономическое и техническое развитие предприятий. Перевозчики за счет лизинга в течение 2-х лет заменили на 80% ранее эксплуатируемый подвижной состав на более комфортабельные и вместительные автобусы. Созданы производственные базы, организовано порядка 4-х тысяч новых рабочих мест. С 01.01.2012 г. коммерческий транспорт полностью оснащен техническими средствами и аппаратурой системы спутниковой навигации ГЛОНАС. Все это позволило стабилизировать положение с транспортным обслуживанием населения в областном центре. Проблема уехать из любой точки города, в том числе спальных, отдаленных микрорайонов, ближнего пригорода, где нет муниципального транспорта, перестала существовать. Коммерческий транспорт перевозит в городе порядка 80% пассажиров, предоставляет населению услуги повышенной комфортности и при этом экономит бюджетные средства не получая многомиллионных субсидий. За счет собственных средств перевозчики предоставляют льготный (бесплатный) проезд 5-ти категориям граждан: инвалиды и участники ВОВ, труженики тыла, инвалиды 1-й группы, дети до 6 лет.

В 2012 году по решению Тульской городской Думы (4 созыва) в структуру администрации города вносится изменение и создается Управление по транспорту и дорожному хозяйству администрации города Тулы штатной численностью порядка 10-12 человек. Функции вновь созданного управления один в один дублируют функции профильного учреждения МУ «УТС и ДХ города Тулы», которое на тот период уже 21 года успешно выполняло все возложенные на него обязанности. Что послужило причиной создания Управления — дублера, чья это была идея, какие цели при этом преследовались, на тот период оставалось только гадать. Все стало ясно немного позднее, когда Постановлением администрации города Тулы от 31.03.2014 г. №869 «О ликвидации муниципального учреждения «Управление транспорта, связи и дорожного хозяйства города Тулы» учреждение, успешно работавшее на протяжении уже 23-х лет, уполномоченное от лица администрации города выполнять функции Заказчика, и не только на перевозку пассажиров, было ликвидировано. В тексте постановления о ликвидации МУ «УТС и ДХ города Тулы» №869 от 31.03.2014 г. отсутствует информация о том, кому передаются функции, ранее выполняемые муниципальным казенным учреждением (в том числе и муниципальные).

Казалось бы, ничего не мешает вновь созданному Управлению взять на себя все права и обязанности бывшего МУ «УТС и ДХ города Тулы», тем более что согласно Уставу, оно являлось учредителем ликвидируемого учреждения. Кроме этого, согласно пунктам 2.1, 3.1, 3.2 Положения «Об управлении по транспорту и дорожному хозяйству администрации города Тулы», утвержденного решением Тульской городской Думы от 27.06.2012 №47/1010, непосредственным правопреемником по видам деятельности, включая пассажирские перевозки. Однако, Управление по транспорту и дорожному хозяйству администрации города Тулы (Нагайцев А.В.), мало того что не пожелало взять на себя полномочия бывшего подведомственного учреждения, касающиеся пассажирских коммерческих перевозок, но и в официальном письме направленном в ответ одному из предприятий-перевозчиков сообщило: «… МУ «Управление транспорта, связи и дорожногохозяйства города Тулы» не являлось и не является уполномоченным органом администрации города Тулы, администрация города не принимала решение о признании его таковым…» (исх №10953-К от10.09.2014 г.). Возник вопрос: а как же постановление главы администрации города от 30.12.2003 г. №2090? Пункт 4 данного постановления гласит: «Уполномочить МУ «Управление транспорта, связи и дорожного хозяйства» заключать на конкурсной основе с предприятиями всех форм собственности договоры на перевозку пассажиров…» Получается что МУ «УТС и ДХ города Тулы» с 1991г. превышало свои полномочия, занимаясь пассажирским транспортом, разворотными кольцами, дорогами, тротуарами, мостами, путепроводами, подземными переходами, знаками, светофорами, выдачей пропусков и т. д.? Тогда куда все это время смотрела администрация города? Напрашивается вывод о компетентности работников администрации подписавших это письмо.

Однако с 31.03.2014 г. и в течение 8 месяцев администрация города бездействовала. На все обращения в свой адрес полученные в период 2014—2015гг. от перевозчиков, а также от Тульского регионального транспортного союза по содействию в развитии пассажирских перевозок с предложениями по оптимизации работы городского общественного транспорта и по разрешению возникшей ситуации или направляла формальные отписки, или попросту игнорировала. Это подтверждается фактом возбуждения дела об административном правонарушении по ст.5.59 КоАП РФ в сентябре 2014 г. с привлечением виновных должностных лиц администрации к административной ответственности.

По Федеральному закону обязанностью Муниципалитета является создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания в границах поселения. Администрация г. Тулы в 2014 – 2015 годах осуществила ряд действий, направленных на дестабилизацию рынка пассажирских перевозок, осуществляемых в г. Туле, а именно: Перевозчики в соответствии с ГК РФ, выражали готовность заключить соглашения к действующим с 2011 г. договорам на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа коммерческим транспортом по автобусным маршрутам г. Тулы (до окончания 2016 г.) с Управлением по транспорту и дорожному хозяйству администрации города Тулы (Нагайцев А. В.), которое, согласно Уставу, является учредителем ликвидируемого МУ «УТС и ДХ города Тулы». Кроме этого, согласно пунктам 2.1, 3.1, 3.2 Положения «Об управлении по транспорту и дорожному хозяйству администрации города Тулы», утвержденного решением Тульской городской Думы от 27.06.2012 №47/1010, непосредственным правопреемником по данному виду деятельности. Администрация отказывается от подписания соглашения и, под предлогом отсутствия стороны по договору, в декабре 2014 г. объявляет новый открытый конкурс на право заключения договора на выполнение перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования в границах муниципального образования город Тула без предоставления субсидий из городского бюджета по тем же маршрутам. Однако, в конкурсной документации были допущены многочисленные нарушения антимонопольного законодательства и поэтому конкурс был отменен решением УФАС по Тульской области 20 января 2015 года (дело №03-03/70-2014).

Перевозчики добросовестно продолжают выполнять свои обязанности по перевозке пассажиров в рамках действующих 5 летних договоров 2011 года и, видимо, тем самым все более становятся неугодными для руководства городской администрации. Администрация, не простив коммерсантам отмену конкурса, активно ведет пропаганду о том, что маршрутки нужно убирать с улиц города. В СМИ должностное лицо администрации (Мурзин Р. Л.) объявляет коммерческие перевозки незаконными, а перевозчиков нелегальными. Главой администрации города Тулы в адрес трудовой инспекции, УГАДН, УГИБДД ТО были направлены письма с просьбой о проведении внеплановых проверок в коммерческих предприятиях. Проверки проводились на маршрутах во время перевозки пассажиров в течение 1,5 месяцев. Это создало нездоровую обстановку на маршрутах среди водителей и пассажиров. Возникла социальная напряженность. Перевозчики, понимая значимость своей нелегкой деятельности для жителей города, берут на себя ответственность и продолжают выполнять свои обязанности по перевозке пассажиров в рамках действующих договоров 2011 года, не смотря на штрафы и предвзятость проверяющих органов, действия которых под административным давлением порой доходили до абсурда (имеются видеоматериалы).

Администрация 21 января 2015 года без учета замечаний УФАС ТО по нарушениям антимонопольного законодательства, лишь с незначительными
изменениями, вновь размещает конкурсную документацию на сайте муниципального образования город Тула. Причем, и в первом и во втором случае, условия конкурса и критерии оценки поданных участниками заявок были составлены таким образом, что победителем в конкурсе могло стать только МКП «Тулгорэлектротранс», само находящееся в трудном финансовом (предбанкротном) положении. По итогам рассмотрения жалоб перевозчиков, УФАС ТО вынесло повторное решение об аннулировании конкурса по тем же нарушениям антимонопольного законодательства (дело №03-03/02-2015). Перевозчики, зная о сложном финансовом положении МКП «Тулгорэлектротранс», количество транспорта которого на маршрутах снизилось на 30%, понимая, что организация транспортного обслуживания населения стратегически важна для муниципальной власти, продолжают выполнять свои обязанности по перевозке пассажиров в рамках действующих договоров 2011 года. Администрация, не успокоившись после отмены конкурсов и разбирательств в судебных органах с УФАС по Тульской области, с подачи МКП «Тулгорэлектротранс», начинает муссировать тему повышения тарифа на проезд второй раз в 2015 году. Целью повышения должна стать значительная разница между тарифом в муниципальном транспорте и коммерческом. Видимо платежеспособность населения города ни авторами идеи, ни администрацией города во внимание не принимались.

Перевозчики публично, через СМИ дали жителям разъяснения о том, что перед повышением тарифа до 20 рублей частники не подавали предложений, что не они являются инициаторами повторного повышения цены на проезд и что в коммерческом транспорте стоимость проезда повышаться не будет. После этого вопрос увеличения стоимости проезда как-то сам собой отпал. Кроме того, в указанный период имели место судебные разбирательства между перевозчиками и органами местного самоуправления. 09.04.2015 Управление по транспорту и дорожному хозяйству администрации города Тулы обратилось с исками к перевозчикам об обязании прекратить заниматься деятельностью по осуществлению регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршрутам №24 «Малые Гончары-ОАО «Тулачермет», №18 «ул. Генерала Маргелова – Городская больница № 9», №11 «Завод РТИ-пос. Октябрьский» к ООО «Автотранспортное предприятие «Тульские пассажирские перевозки», ООО «Тульские пассажирские перевозки», ООО «Транспортное предприятие «Транссервис» (дела № А68-3215/2015, №А68-3216/2015, №А68-3217/2015). В обоснование своих требований Управление по транспорту и дорожному хозяйству администрации города Тулы указало на отсутствие у вышеуказанных организаций права на осуществление пассажирских перевозок (подробней см. исковое заявление). Перевозчики не согласились с предъявленными требованиями, в качестве возражений указав следующее: управлением по транспорту и дорожному хозяйству администрации города Тулы не представлено в материалы дела никаких доказательств того, что предприятиями допущено совершение каких-либо действий противоправного характера, также как не представлено доказательств наличие вреда, либо угрозы наступления такого вреда, причинно-следственной связи между действиями перевозчиками и возможными последствиями. Уполномоченным органом администрации города не было приведено ни одной нормы, которая была бы нарушена перевозчиками, и нарушение которой могло бы повлечь возникновение угрозы безопасности и причинению вреда лицам, пользующимся услугами по перевозкам. Более того, представленные в материалы дела документы напрямую свидетельствовали о законном и добросовестном характере деятельности организаций — перевозчиков. Рассмотрение данных судебных споров завершилось отказом Управления по транспорту и дорожному хозяйству администрации города Тулы от своих исковых требований.

Тульским региональным транспортным союзом по содействию в развитии пассажирских перевозок на имя губернатора в электронную приемную правительства Тульской области были направлены 3 обращения. Однако, подробное обращение Союза, №5а от 05.09.2014 г. вообще осталось без внимания, а на №1С от 28.01.2015 г. и №2С от 11.02.2015г. даны формальные ответы и в нарушение ФЗ с нарушением сроков. По мере обращения в прокуратуру области о нарушении закона, был получен ответ о том, что Союз «…не является субъектом правоотношений, регулирующих порядок рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе граждан зарегистрированных в качестве юридических лиц».

2. Изучив предысторию отношений администрации города и частных перевозчиков в прошлом, возвращаемся к событиям сегодняшнего дня и все тем
же разногласиям. В корне ситуация не поменялась. Сложилась порочная практика, когда администрация города (в лице конкретных должностных лиц) постоянно пытаясь «оптимизировать» работу пассажирского транспорта принимает поспешные, порой необдуманные, необъяснимые с точки зрения законов и логики, решения.

1) В июле 2015 года принят Федеральный закон от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Казалось бы, вот спасательный круг для зашедших в тупик отношений. В законе четко установлен исчерпывающий перечень требований к перевозчикам, прописан порядок по применению уполномоченным органом муниципальной исполнительной власти своих полномочий в области организации регулярных перевозок. Но не тут-то было! Соблюдая нормы и требования Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ, в целях обеспечения реализации его положений, согласно п. 1 статьи 39 в течение тридцати дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона перевозчики, которые после дня его официального опубликования осуществляли регулярные перевозки по маршрутам регулярных перевозок, в соответствии с заключенным. Однако само событие присоединения Ленинского района к Туле произошло еще в июне 2014 г.

За 1,5 года муниципалитет вполне мог и был обязан создать условия для транспортного обслуживания «большой Тулы» при этом:
— изучить пассажиропоток населенных пунктов и микрорайонов, в которые
продляются маршруты;
— рассчитать потребное количество транспорта для каждого конкретного направления, в том числе по периодам суток, рабочим, выходным и праздничным дням;
— проанализировать: обслуживаются ли данные населенные пункты другими маршрутами, имеются ли на новых планируемых участках движения смежные или параллельные маршруты других перевозчиков. Как повлияет планируемое продление других маршрутов на их доходность в связи со значительным снижением пассажиропотока;
— провести комплексное обследование дорожных условий на планируемых для продления участках маршрутов, подтвердить необходимым документом соответствие требованиям безопасности дорожных условий на планируемых для продления участках с учетом организации регулярных пассажирских перевозок, в том числе остановочных пунктов, разворотных площадок;
— определиться с тарифом, по которому будет платить население за проезд на продленных городских маршрутах, т.к. большинство населенных пунктов находятся за чертой г. Тулы;
— каким образом будут возмещаться дополнительные затраты перевозчиков на нерентабельных и заведомо убыточных участках маршрутов;
— каким видом транспорта будут обслуживаться присоединенные населенные пункты;
— как будут действовать льготы на проезд для отдельных категорий граждан на данном виде перевозок, или администрация города снова вынуждает перевозчиков залезть в карман пассажира?

К сожалению, по каким-то причинам администрация бездействовала, и всего этого сделано не было. Скоропостижно вышло постановление администрации города от 11.02.2016 г. №420 и схемы маршрутов были изменены.

Действия уполномоченного органа администрации города, комиссии по транспорту, направленные на изменение схем существующих муниципальных
регулярных маршрутов, требуют юридической оценки, т.к. не согласуются с описанным порядком по применению уполномоченным органом МО г. Тула своих полномочий в области организации регулярных перевозок и с Федеральным законом от 13.07.2015 №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Однако понимая необходимость и потребность населения в транспортных услугах, перевозчики организовали транспортное обслуживание 18-ти отдаленных населенных пунктов «Большой Тулы»,расположенных в Ленинском районе с учетом его присоединения (Петелино, Прилепы,Фалдино, Сергиевское, Н-Присады, Птицефабрика, Архангельское, Иншинский, 12лет Октября,Татьево, с/х Ударник, Озерный, Варваровка, Рвы, Судаково, Высокое, Козлова Засека, Плеханово) а также микрорайонов 4-х новостроек расположенных в различных местах МО г. Тула (Левобережный, ЖК «Парус», Петровский квартал, Северная Мыза), не смотря на то, что маршруты не значились в действующих договорах 2011 г.

Уже 12.02.2016 г., в самом начале эксплуатации измененных маршрутов, перевозчиками на ряде направлений были выявлены значительные недостатки в дорожных условиях, отрицательно влияющие на безопасность перевозок (узкая проезжая часть, отсутствие освещения, отсутствие разворотных площадок, отсутствие оборудованных остановок и т. д.). Перевозчики взяли на себя социальную нагрузку, несмотря на то, что на большинстве новых направлений маршрутов нестабильный, а по большому счету и отсутствующий пассажиропоток, что неприемлемо для транспорта, работающего без получения субсидий из бюджета. Формальный подход администрации к данному вопросу послужил поводом для письменного обращения Союза от имени перевозчиков в адрес надзорных органов с просьбой провести проверку и дать свое заключение о соответствии дорожных условий требованиям безопасной перевозки пассажиров.

2) Администрация готовит изменения в Правила транспортного обслуживания населения в границах муниципального образования город Тула (далее Правила), а Тульская городская Дума своим решением от 23.12.2015 г. №19/506 утверждает новую редакцию этих Правил. Тульский региональный транспортный союз по содействию в развитии пассажирских перевозок (в лице всех перевозчиков) отдельные положения новой редакции Правил считает несоответствующими действующему Федеральному законодательству и направленными на ограничение конкуренции в сфере перевозок пассажиров и багажа в городе Туле. В частности пунктами 44, 46 Правил в дополнение к лицензионным требованиям введены требования к осуществлению пассажирских перевозок по нерегулируемым тарифам. Следует заметить, что требования раздела 6 Правил адресованы к перевозчикам, осуществляющим регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам, но не установлены для перевозчиков, осуществляющих регулярные перевозки по регулируемым тарифам.

По мнению Союза в Решении Тульской городской Думы от 23.12.2015 №19/506 созданы дискриминационные условия для ряда хозяйствующих субъектов, работающих на одном товарном рынке, ограничивающие конкуренцию и запрещённые пп.2) пп.8) ч.1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». В силу части 3 статьи 55 Конституции РФ, регулирование, предусматривающее такие условия допуска к предпринимательской деятельности в сфере транспортного обслуживания населения, которые, по существу представляют собой ограничение прав и свобод, включая право, гарантированное статьей 34 Конституции Российской Федерации, на уровне субъекта Российской Федерации недопустимо, поскольку ограничения конституционных прав и свобод могут устанавливаться только федеральным законом.

В адрес Главы МО город Тула, Главы администрации город Тула, направлены письма с требованием: привести вышеуказанный нормативный правовой акт в соответствие с действующим законодательством, а также просьбой урегулировать данный спорный вопрос в досудебном порядке. Ответы от главы МО город Тула и администрации города Тулы получены промежуточные и формальные. 29.01.2016 г. Союз направил открытое письмо в адрес министра транспорта и дорожного хозяйства Тульской области Камзолова по сложившейся ситуации. Чиновники региона не посчитали нужным вмешиваться в данный вопрос и ответили что «…в положении о министерстве полномочий по координации и/или контролю над действиями муниципальных образований при исполнении ими своих полномочий не установлено». Из администрации города был получен формальный ответ.

После бездействия исполнительной власти, Союзом было направлено обращение в прокуратуру города с просьбой о проведении проверки, применении мер прокурорского реагирования и вынесении представления в адрес Тульской городской Думы с требованием об исключении дефиса 1 пункта 44 раздела 5, дефисы 1,2,4 пункта 46 раздела 6 из Правил транспортного обслуживания населения в границах муниципального образования город Тула. За подписью первого заместителя прокурора города Тулы через 32 дня получен промежуточный ответ о том, что решается вопрос о принятии мер прокурорского реагирования. Так как вопрос решался слишком долго, 14.03.2016 г. было направлено повторное обращение в адрес прокурора города Тулы. Дважды Союз обращался в адрес областной прокуратуры. Но должной реакции не последовало, только формальные ответы.

Перевозчики были вынуждены обратиться в УФАС по Тульской области. В мае 2016 года Тульским УФАС России было принято решение о возбуждении дела №03-03/08-2016 о нарушении антимонопольного законодательства Тульской городской Думой. Имеющиеся в материалах дела доказательства указывали на то, что оспариваемая норма Правил накладывает не предусмотренные законодательством требования к хозяйствующим субъектам-перевозчикам, а также может привести к ограничению, недопущению и устранению конкуренции на товарном рынке осуществления регулярных перевозок на муниципальных маршрутах по нерегулируемым тарифам автомобильным транспортом. По результатам рассмотрения антимонопольного дела Комиссия Тульского УФАС России признала Тульскую городскую Думу нарушившей части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и выдала обязательное для исполнения предписание об изменении нормы акта, нарушающей антимонопольное законодательство. Не согласившись с выводами антимонопольного органа, Тульская городская Дума обжаловала принятые решение и предписание в судебном порядке. Арбитражный суд Тульской области и Двадцатый арбитражный апелляционный суд поддержали позицию Тульской городской Думы. 04.12.2017 года, после почти полутора лет судебных разбирательств, Арбитражный суд Центрального округа поставил точку в споре между антимонопольным органом и Тульской городской Думой. Суд кассационной инстанции отменил решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции, и, не передавая дело на новое рассмотрение, принял по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Тульской городской Думы.

Согласно выводам кассационной инстанции, при принятии решения и выдаче предписания Управлением были учтены требования антимонопольного
законодательства и установлены обстоятельства, свидетельствующие о необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами путем установления органом местного самоуправления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к хозяйствующим субъектам, что запрещено нормами части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции. Вследствие этого Управление по транспорту администрации г. Тулы отказалось от пяти исков к коммерческим перевозчикам по отмене свидетельств на право работы на 6-ти маршрутах, а Тульская городская Дума уведомила Тульское УФАС России об исполнении предписания, выданного по результатам рассмотрения дела №03-03/08-2016.

Кроме этого в октябре 2017 г. в Верховном суде РФ рассматривалось дело по оспариванию перевозчиками нормативно-правового акта принятого Тульской областной думой. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе тульских перевозчиков на решение Тульского областного суда от 29 мая 2017 года, в котором суд отказал в удовлетворении их административного иска об оспаривании статьи 5 Закона Тульской области от 28 декабря 2015 года №2403-ЗТО «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по межмуниципальным и муниципальным маршрутам на территории Тульской области». Судебная коллегия определила: решение Тульского областного суда от 29 мая 2017 года отменить и принять по административному делу новое решение. Административный иск перевозчиков удовлетворить. Не так часто вопросы оспаривания законодательных актов региона рассматриваются в столь высоком государственном институте. Но пойти на этот шаг перевозчиков вынудила именно логика действий руководителей Уполномоченного органа в сфере транспорта администрации города Тулы, которые предприняли попытку использовать закон Тульской области как инструмент, позволяющий чиновникам администрации манипулировать на рынке транспортных услуг, в том числе в интересах неопределенных лиц, где нельзя также исключить коррупционную составляющую. К тому времени в суде уже находились исковые заявления администрации города в адрес перевозчиков Союза по прекращению действия свидетельств по 6-ти действующим маршрутам. Если бы перевозчики не обратились с апелляцией в вышестоящий суд, сейчас бы в городе данные маршруты не обслуживались, а туляки лишились бы своего права на транспортное обслуживание.

Справедливости ради следует заметить, что эта непростая ситуация сложилась не по вине перевозчиков, она искусственно создана самой администрацией. История ничему чиновников не научила. Только за последние 10 лет в городе Туле ушли с рынка городских перевозок или просто перестали существовать пассажирские автопредприятия, ранее работавшие по муниципальному заказу с предоставлением субсидий из городского бюджета: ЗАО Эйдос, ООО Транссервис К, ООО ЧСАД Горавтотранс, ОАО Автоколонна 1809, ОАО ПАТП №3, МУП Горавтотранс, ООО Тулапассажиртранс, ООО Тульская городская транспортная компания. Вопрос: какое предприятие может быть следующим при таком подходе администрации к решению вопроса?

В городе дважды закупался в лизинг муниципальный транспорт. Сейчас порядка 100 купленных новых автобусов не эксплуатируются МКП «Тулгорэлектротранс». Выпуск на маршруты трамваев, троллейбусов, автобусов за последние годы сократился на 30%. Период ожидания муниципальных автобусов на остановках составляет от 30 до 133 минут. Фактически транспорт большой вместимости в течение дня перевозит в салоне по 5- 10 человек, транспортная работа на автобусных маршрутах выполняется всего лишь на 70% от плана, эффективности никакой, затраты не сопоставимы с доходами. Не укомплектован штат водителей, кондукторов, не решен вопрос с производственной базой автопарка и еще многое, многое другое. В то же время, предприятие получает многомиллионные дотации из бюджета, с учетом всех затрат по Центральной диспетчерской службе и ОЕИРЦ. Тема для руководства города конечно неприятная, лучше отвлечь внимание общества и правительства области на «Маршрутки». Убрать, чтобы не мешали! И все будет отлично, вопрос с перевозками в муниципальном образовании решится сам собой! Вот только для прикрытия и снятия с себя ответственности за такую идею, администрация решает провести опрос населения 18 марта в день выборов президента РФ. Действия, предпринимаемые администрацией по планированию такого опроса, а также бездействия по решению существующих насущных проблем в транспорте не объяснимы и не понятны для перевозчиков. Возникает вопрос — кому выгодно проведение этого мероприятия и кто в первую очередь в этом заинтересован? Какие доводы или аргументы послужили причиной для проведения опроса? Не является ли данное мероприятие завуалированным переделом бизнеса на транспорте? Кто подумал о жителях города, тем самым принудительно вынуждая их пользоваться менее комфортным муниципальным транспортом, имеющим низкую эксплуатационную скорость, большие интервалы движения и многочисленные сходы с маршрутов, не считая задержек по различным причинам? Почему их лишают законного свободного права выбора альтернативного вида транспортных услуг? Когда последний раз изучался пассажиропоток, чтобы определить потребность и тип транспорта на маршрутах? И где, в конце концов, здоровая конкуренция?

Последствия необдуманных действий администрации приведут к недовольству среди населения, обоснованным жалобам, социальной напряженности и, как результат, потере доверия к администрации города не только у жителей, которым сначала предоставили комфортный, быстрый и новый транспорт, а теперь планируют лишить, но и у водителей пассажирского транспорта, их семей и других сотрудников транспортных предприятий, сначала получивших работу, а теперь обеспокоенных своим будущим и вопросом: как рассчитываться по лизингам за купленный под гарантии 5-ти летнего договора новый транспорт. Почему предложения по оптимизации маршрутной сети и вопросам планирования городских перевозок (обследование пассажиропотока- остановок, направлений, микрорайонов, количество транспорта, график работы и т. д.) не готовятся на базе ТУлГУ как постоянно действующего органа по обсуждению и формированию экспертного мнения в вопросах организации дорожного движения, оптимизации системы пассажирских перевозок областного центра и необходимости разработки программы комплексного развития транспортной инфраструктуры города, долгосрочной программы развития системы организации пассажирских перевозок с включением в нее, в качестве одного из источников финансирования, инвестиционных соглашений с перевозчиками? Почему не обеспечить в соответствие с Пост. Прав. РФ от 25.12.2015г. №1440 (п.8), Распоряжением Минтранса РФ от 28.12.2016 г. №НА-197-р проведение мероприятий регулярных транспортных и транспортно-социологических обследований функционирования транспортной инфраструктуры МО город Тула. Результатом будет являться получение объективной информации о функционировании транспортных систем города, принятие, управленческих решений в области развития транспортной инфраструктуры, а также проведение регулярного мониторинга и прогноза объёмов перевозок пассажиров и подвижности населения, отражающего актуальную транспортную ситуацию в МО город Тула?

Самое неприятное во всей этой истории то, что необъективная и односторонняя информация, поступающая в Ваш адрес от должностных лиц Вашего окружения не отражает реальной картины и преподносится в выгодном для них варианте. От незаконных, а зачастую неграмотных действий и решений «горе – чиновников», лихорадит весь рынок пассажирских перевозок, не зависимо от форм собственности. Нервничают водители, создается социально напряженная обстановка на маршрутах и, как результат, все это отражается на наших уважаемых пассажирах, за безопасность которых, а порой и за их хорошее настроение перевозчики несут ответственность.

Сегодня коммерческие перевозчики способны взять на себя обслуживание всех городских автобусных маршрутов, с учетом территории «большой Тулы». Начиная с 1995 г. и до настоящего времени (не смотря на сложные экономически нестабильные годы) они добросовестно выполняют для муниципалитета функцию по перевозке населения, не выпрашивают деньги из бюджета, не занимаются политикой, просто делают свое дело во благо туляков. Со своей стороны ещё раз хочется подчеркнуть, что перевозчики всегда готовы к диалогу, к обсуждению проблем и путей их решения. Сегодня их активная позиция известна и находит понимание в надзорных органах, Общероссийском народном фронте, в комитете по защите предпринимателей и общественной палате, но только не в администрации города. Мы считаем, что только совместные согласовательные процедуры помогут нам выбрать правильное решение.

Тульский региональный транспортный союз по содействию в развитии пассажирских перевозок, понимая, что к Вам поступает односторонняя информация выгодная лишь определенному кругу лиц и не отражающая реальную картину на городском транспорте, в целях недопущения на рынке городских перевозок непредвиденных ситуаций, обращается к Вам с просьбой: вникнуть в создавшуюся проблему и принять кардинальные решения по выходу из сложного положения. Очень надеемся на Ваш профессиональный управленческий опыт и поддержку, уважаемый Алексей Геннадьевич!