Тульский сенатор стал татарским олигархом

Пул татарстанских строителей нефтепроводов с оборотом в 24 млрд теперь официально принадлежит видному единороссу Дмитрию Савельеву.

Представитель Тульской области в Совете Федерации Дмитрий Савельев стал владельцем крупных подрядчиков «Транснефти» из Татарстана, выяснило издание «БИЗНЕС Online». Эти структуры активно участвуют в тендерах и регулярно их выигрывают.

СПРАВКА «ТА»

Дмитрий Савельев входит в ТОП-5 самых богатых членов Совета Федерации. В 2017 году он заработал 167 млн рублей. В последней декларации Савельева указаны несколько домов, земельных участков, а также жилой дом в Англии (489 кв м), находящийся в пользовании у него, его супруги и четырёх несовершеннолетних детей. В сентябре 2018 года Савельев отметил своё 50-летие, потратив на торжество около $1 млн (свыше 60 млн рублей), а в канун юбилея получил из рук тульского губернатора Алексея Дюмина золотую медаль «За особый вклад в развитие Тульской области».

КРУПНЕЙШАЯ СТРОИТЕЛЬНАЯ ИМПЕРИЯ ТАТАРСТАНА МЕНЯЕТ ВЛАДЕЛЬЦА

«Спецстройсервис» — завод металлоконструкций в Лениногорске. Выручка компании в 2017 году выросла в 1,8 раза до 15,6 млрд рублей. До 26 октября 2017 года доля АО «ХК Капитал» Марса Арсланова в капитале «Спецстройсервиса» составляла 100%, однако затем сократилась до 30%. Сегодня 70% компании оформлено на московское ООО «Риалти центр», 76% которого через ООО «Офис-центр» владеет Дмитрий Савельев. Его пакет передан в доверительное управление, как часто поступают депутаты Госдумы и члены Совета Федерации из-за запрета владеть акциями и долями, участвовать в оперативном управлении (конкретно долей Савельева управляет Ирина Александровна Кудряшова). 24% «Риалти центра» записано на ЗАО «Производственный комплекс», окончательным владельцем которого через юридическое агентство «КБ Эгида» в базе данных «Контур.Фокус» значится некий Алексей Коновалов. А гендиректором и «Производственного комплекса», и «Риалти центра» является всё то же доверенное лицо Савельева — Ирина Кудряшова.

803631

11 января 2018 года «Риалти центр» получил 70% в капитале «УралСтройНефти», 30% осталось за ХК «Капитал». ООО «УралСтройНефть» было образовано в 2013 году, а сегодня заявляет о себе как об одной из крупнейших генподрядных строительных организаций Татарстана, выручка компании составляет 8,2 млрд рублей. Сфера деятельности — строительство и ремонт объектов нефтяной, газовой промышленности и объектов гражданского строительства. 6 сентября 2018 года компания сменила лениногорскую прописку на московскую.

Как выяснил «БИЗНЕС Online», крупные подрядчики «Транснефти» из Татарстана сменили хозяина. Им стал тульский сенатор Дмитрий Савельев, путевку которому в большой бизнес и политику когда-то дали Сергей Кириенко и Борис Немцов. Что и зачем купил в Татарстане любитель роскошных авто и домов в Англии, разбирался «БИЗНЕС Online».

WHO IS MR. САВЕЛЬЕВ?

Дмитрий Савельев родился в 1968 году в Нижнем Новгороде. В 26 лет стал гендиректором АООТ «Лукойл-Уфа», через год переместился на аналогичную позицию в Нижнем Новгороде. Два года был вице-президентом ОАО «Норси-Ойл» в Кстово Нижегородской области, с 1997 года — главой. Как писала газета The Moscow Post, компания появилась в сентябре 1995 года и стала «результатом лоббистской деятельности Бориса Немцова», который на тот момент возглавлял регион. В ноябре 1996 года по рекомендации правительства РФ и нижегородского губернатора президентом «Норси-Ойл» избрали банкира Сергея Кириенко. После того как Кириенко перебрался в Москву, президентом компании «Норси-Ойл» стал Савельев.

23264

В 1998 году он оказался на вершине «Транснефти», как предполагает издание, по протекции Сергея Кириенко. Как писал «Московский комсомолец» в номере от 11 ноября 1999 года, за время правления Савельева долларовый оборот «Транснефти» сократился как минимум втрое, были провалены все инвестиционные проекты. Савельев за 14 месяцев получил зарплату в 24,7 млн рублей, постоянно выписывал себе премии. В августе 1999 года «Транснефть» перевела на счёт Савельева $770 тыс. на «улучшение жилищных условий». При этом авторы отмечали, что на просьбу Салтыковского детского дома о помощи Савельев перевёл 25 тыс. рублей, ссылаясь на «стесненное материальное положение», а Алексию II, просившему деньги на восстановление храма, и вовсе отказал.

В сентябре 1999 года Дмитрия Савельева сместили «в результате вооружённого переворота». Как писал «Коммерсантъ», по инициативе в то время главы минтопэнерго Сергея Генералова в октябре 1998 года в устав «Транснефти» были внесены изменения, согласно которым президента монополии могли уволить только общим собранием акционеров. Так что Савельев спокойно отработал почти год. Но в 1999 году в правительстве уже не было Кириенко, а профильное министерство возглавлял Виктор Калюжный. По его инициативе первый вице-премьер Николай Аксененко предписал за три дня снять Савельева и поставить во главу «Транснефти» вице-президента «Лукойла» Семена Вайнштока. Савельев пытался протестовать, созывал журналистов, подавал иски в Генпрокуратуру, даже пытался заблокировать Вайнштоку доступ в офис «Транснефти».

ХОРОШИЙ И РАБОТОСПОСОБНЫЙ ЧЕЛОВЕК

После руководства «Транснефтью» Савельев ушёл в политику — его друзья Борис Немцов и Сергей Кириенко в вместе с Ириной Хакамадой создавали «Союз правых сил», напоминает «БИЗНЕС Online». Под знамёнами СПС Савельев попал в Госдуму третьего созыва, а в 2001 году даже заявлялся как кандидат на выборах губернатора Нижегородской области, но в первом туре стал лишь четвёртым, получив 12,5% голосов. В 2003 году на выборах в Госдуму он выдвигался уже от блока «Родина», значился первым в списке региональной группы «Южный Урал» (Челябинская и Оренбургская области). Однако в итоге в Думу Савельев прошёл не от родной Нижегородской области и даже не от Урала, а по Новомосковскому округу Тульской области. В 2005 году вышел из «Родины» и записался в ряды «Единой России».

Следующие два созыва Савельев успешно проходил в Госдуму от Тульской области, в 2011 году избирался уже в составе федерального списка кандидатов от «Единой России». Стал замруководителя фракции единороссов, был членом комитета по жилищной политике и ЖКХ. В октябре 2016 года губернатор Тульской области Алексей Дюмин отправил Савельева представлять регион в Совете Федерации, где тот вошёл в комитет по бюджету и финансовым рынкам. Также Савельев входит в президиум регионального политсовета «Единой России».

Доходы Савельева за 2017 год составили более 167 млн рублей, супруги — 10 млн рублей. Согласно декларации, у сенатора есть два земельных участка в России, два жилых дома (1321,5 кв. м и 258,7 кв. м), гараж, сторожка, баня. Кроме того, имеются две квартиры и два машино-места, оформленные на его несовершеннолетних детей. На себя Савельев также записал две котельные, два нежилых здания, обозначенных как «первый пусковой комплекс», ещё два нежилых помещения (39 тыс. кв. м и 125 тыс кв. м). Среди объектов в пользовании у Савельева значатся четыре земельных участка (один из них записан на супругу), ещё два под ИЖС (оформлены на детей и супругу). Вся семья парламентария имеет в пользовании дом в Англии площадью 489,3 кв. м. В собственности Савельева автомобили Maybach 57 и Mercedes-Benz S500 4MATIC, супруги — Porsche Cayenne S и Harley-Davidson FLSTC.

Также, по данным базы «Контур.Фокус», Савельеву подконтрольны такие компании, как ООО «Торговый центр Бусиново» (41 млн рублей выручки), специализирующееся на недвижимости ООО «Бобров Хауз» (2,9 млн рублей), занятое в аренде и лизинге транспортных средств ООО «Бипмашин» и ООО «Инвестиционная компания „Нижний“» (52 млн рублей), отмечает «БИЗНЕС Online». Получить комментарий самого Савельева изданию не удалось. В его приёмной в Совете Федерации, даже не узнав сути вопроса, прямо заявили, что сенатор комментировать вряд ли что-то будет. Без ответа остались и письменные запросы в пресс-службу «Единой России» и в компанию «Спецстройсервис».

«НЕФТЕРУБЛИ» ДЛЯ «СПЕЦСТРОЙСЕРВИСА»

В учредителях «Спецстройсервиса» в 2011 году числились 6 человек: Айрат Мифтахутдинов, Роберт Девяткин, Дмитрий Одинцов и Виктор Синкевич внесли в капитал по 200 рублей, Арсланов — 500, а Наиль Муртазин — 1200 рублей. В марте 2012 года пакет был аккумулирован под эгидой ХК «Капитал», оформленной на Арсланова. С того момента и пошёл поток заказов от «Транснефти»: 2014 год — 8,6 млрд; 2015-й — 14,4 млрд; 2016-й — 26,4 млрд; 2017-й — 19,3 млрд, за 9 месяцев 2018 года — 6,9 млрд рублей. Все подряды «Спецстройсервиса» были получены исключительно от транспортной монополии — через её многочисленные дочерние и внучатые структуры, проследил «БИЗНЕС Online».

В 2015 году основным заказчиком «Спецстройсервиса» (4,8 млрд) стала татарстанская «дочка» монополии — АО «Транснефть-Прикамье» (бывшая СЗМН). В частности, ССС получил подряд на реконструкцию участка магистрального нефтепровода Сургут – Полоцк, где стартовая цена составляла 380 млн, а итоговая потянула на 573 млн рублей — на 51% дороже. Далее подряд на участки нефтепроводов Сургут – Полоцк и Холмогоры – Клин с начальной ценой 421 млн стоил заказчику в 438 млн рублей. А еще одна закупка, связанная с МНПП Альметьевск – Нижний Новгород, при стартовой цене 310 млн обошлась «Транснефти» в 425 млн — на 37% дороже.

После этого лениногорские строители начали получать подряды на объекты по всей стране. В 2016 году первое место по объёму контрактов, выигранных «Спецстройсервисом», заняло ООО «Транснефть-Дальний Восток» — 8,7 млрд рублей. За эти деньги дальневосточная «дочка» монополии заказала Марсу Арсланову два отвода ВСТО к Комсомольскому НПЗ. Ещё 6,7 млрд рублей в копилку ССС отправило АО «Транснефть-Верхняя Волга». Строительство ГПС «Шипилово-3» обошлось ему в 5,4 млрд — на 16% дороже стартовой цены.

В 2017 году лидером среди заказчиков «Спецстройсервиса» вновь стала «Транснефть-Дальний Восток», но сумма контрактов выросла до 11,6 млрд рублей. Дальневосточникам, как и годом ранее, удавалось снизить цену практически каждого подряда, но чисто символически, на сумму до 2 млн рублей при общей стоимости в 3–4 млрд. Второе место в «рейтинге заказчиков» ССС в 2017 году досталось «Транснефть-Верхняя Волга» — 4,1 млрд рублей. Стоимость подряда то и дело стремилась превысить начальную. Так, комплексная реконструкция НС «Нагорная» обошлась в 1,36 млрд — на 160 млн дороже стартовой цены, а подряд на работы на участках нефтепровода возле Рязани вытянул 754 млн — на 21 млн дороже начального ценника. Главным заказчиком последних кварталов вновь стала «Транснефть-Дальний Восток». Компания готова направить 4,2 млрд рублей на отвод ТС ВСТО — Комсомольский НПЗ. Ещё почти миллиард рублей «Спецстройсервис» получит от компании «Транснефть-Урал», заказавшей, в частности, строительство новых нефтехранилищ.

Выручка другого постоянного подрядчика «Транснефти» — компании «Контакт-С» — в 2017 году выросла на 4% до 3,6 млрд рублей. Связь этой фирмы со «Спецстройсервисом» очевидна, хоть и не закреплена юридически, отмечает «БИЗНЕС Online». Изначально очень похожее название, «Контакт С» (без дефиса), носила компания «УралСтройНефть». Если с мая 2008 года директором компании являлся её основатель Сирин Бадрутдинов, то с июля 2012 года у штурвала встал Муртазин, один из учредителей ССС. А 27 ноября 2017 года — месяц спустя после переоформления 70% капитала «Спецстройсервиса» на сенатора Савельева — руководить «Контактом С» был назначен Синкевич, ещё один соучредитель ССС. Синкевич владеет 26%, а Муртазин — 27% в ООО «СтройИнтеграл», где 47% контролирует Арсланов. Тот же Синкевич владеет 5% в ООО «РусНефтеГазСтрой», где по 30% контролируют Бадрутдинов и Арсланов.

Владельцы 51% капитала «Контакт-С» скрыты за кипрской компанией «ГОУ Энерджи Лимитед». Доля в 25% закольцована на само ООО. 4 апреля текущего года оставшиеся 24% были оформлены на ООО «Газспецстройинжиниринг» некого Никиты Козлова, однако 1 августа было принято решение об исключении фирмы Козлова из списка действующих юрлиц. Учитывая офшорную составляющую, издание делает вывод, что во главе компании остаются люди из чьей-то крупной обоймы.