В Поленово проходит выставка «37/101» о судьбе первого директора музея

23.12.2018 18:19

В тульском «Поленово» проходит выставка, посвящённая судьбе сына художника и первого директора музея Дмитрия Васильевича Поленова – «37/101. Маяк жизни».

Первая цифра в названии означает год, а вторая – километр, ближе которого не могли селиться те, кому повезло живыми выйти из лагерей. Проект придумала нынешний директор музея, правнучка художника Наталья Фёдоровна Поленова, а воплотил архивист Габриэль Суперфин.

Первая часть выставки «37/101. Пролог» была посвящена событиям, происходившим в имении Поленово между 1917 и 1937 годами. После прихода советской власти сын художника, Дмитрий Васильевич Поленов, стал первым директором музея, а в 1937 году его арестовали по обвинению в шпионаже. Эта выставка — во многом о поколении людей «поленовского круга», их судьбах во время и после революции 1917 года.

В своей колонке в «Новой газете» член Совета по правам человека при президенте РФ Леонид Никитинский рассказывает, что Наталья Поленова в детстве сидела у него на коленях, а он сидел на коленях у её отца – тоже директора музея Фёдора Дмитриевича, который, в свою очередь, сидел на коленях у его бабушки Елены Яковлевны Никитинской. Её мужа Ивана Николаевича Никитинского арестовали в феврале 1935 года по «делу словарников» — составителей немецко-русского словаря, который они «фашизировали».

В числе 140 участников того заговора были русский философ и психолог Густав Шпет, переводчик и комментатор Шекспира, Байрона, Диккенса, Гегеля. За «словарников», по некоторым сведениям, вступался друг Горького Ромен Роллан, но большинство из них всё же расстреляли, а Ивана Никитинского отправили в Воркуту, после отсидки до конца жизни он был лишён права приближаться к столицам ближе того самого 101 километра.

В Поленово проходит выставка «37/101» о судьбе первого директора музея

Дружба со «словарниками» сама по себе бросала тень на Дмитрия Васильевича и его жену Анну Павловну, но главным доказательством их шпионской деятельности стал факт посещения Поленово в 1937 году порознь двумя иностранцами: шотландцем, уроженцем Одессы, переводчиком Британского посольства Чарлзом Данлопом и беглецом из нацистской Германии, боксером наилегчайшего веса Гарри Штейном, который получил 2-недельную путёвку в дом отдыха Большого театра, обосновавшийся к этому времени в усадьбе. Нынешняя экспозиция «37/101» включает в себя фотографию из английской газеты, где Чарлз Данлоп что-то переводит британскому послу, а за ними стоит довольный Сталин, пишет Никитинский.

Выставка в Поленово будет работать до 15 апреля 2019 года.