Директор новомосковского «Азота» отговорил якутских депутатов от строительства аналогичного завода у них на родине

07.06.2015 17:17

Трое якутских депутатов побывали на новомосковском «Азоте», чтобы оценить перспективу появления подобного химического завода в Нижнем Бестяхе в рамках проекта ТОСЭР «Заречье». Против этой инициативы активно выступают местные жители, весной собравшие многочисленный митинг.

Реализовать проект строительства, который был представлен 1 апреля на совещании у зампреда правительства Якутии Павла Маринычева, должна индийская компания «Глобал Стил». В мае глава республики Егор Борисов решил устроить широкие общественные слушания по этому вопросу.

Организовать экскурсию на новомосковский завод для сбора информации депутатам помогла одна из сотрудниц местной администрации, уроженка Хандыги.

«Завод под Новомосковском представляет собой огромный объект длиной 4,8 км и шириной 800 м, по территории которого сотрудники (3,5 тысячи человек) передвигаются на автобусах. Размером он сопоставим с Хатассами. Рядом расположено Шатское водохранилище, на берегу – водоочистные сооружения, хвостохранилища. Предприятие очень рентабельное, прибыльное, производит продукцию, которая в основном поступает на экспорт, а также градообразующее. Налоги обеспечивают 80% дохода городского бюджета, Валовая выручка за 2014 год составила 40 млрд рублей, валовая прибыль – 20 млрд.

Химзавод здесь впервые появился в 30-х годах прошлого века, не раз перестраивался и переоборудовался и люди уже к нему привыкли. Но запах аммиака в городе при порывах ветра чувствуется, а руководство завода не очень охотно высказывается на тему экологии.

Но это даже не главное, что выяснилось из разговоров с руководством завода. Так, исполнительный директор завода НАК «Азот» Александр Савенков, который участвовал в строительстве не одного такого завода в стране, узнав подробности, рекомендовал такой завод в Якутии не строить. Сомнения у него вызвали не только экологические, но практические аспекты.

Во-первых, в наших климатических условиях, то есть с учётом мерзлоты и низких температур, будет очень сложно поддерживать необходимую для производства удобрений температуру, которая не должна опускаться ниже 130 градусов по Цельсию, иначе в трубах будут образовываться заторы и производство встанет, не говоря уже о возможностях аварий. Любые подвижки почвы также чреваты серьёзными проблемами для оборудования.

Во-вторых, электроэнергия в Тульской области стоит 2 рубля за кВт/час против наших 6 рублей. В-третьих, кадровый вопрос. Завод в Бестяхе по плану должны обслуживать 1,5 тысячи сотрудников, это меньше чем в Новомосковске, но всё равно не мало. Где взять такое количество профессионалов, привезти из Индии? На заводе даже вернувшийся из отпуска оператор неделю проводит в учебном центре, восстанавливая навыки перед тем, как вернуться к своей работе. Кроме того, грунт на месте потенциального завода песчаный и насыщенный водой. То есть, все отходы будут попадать в Лену, а значит, в Нижнем Бестяхе химзавод строить никак нельзя.

Также, по мнению Савенкова, единственный проектировщик, который может разработать технико-экономическое обоснование такого проекта, находится в России. Это — Научно-исследовательский институт карбамида в городе Дзержинске Нижегородской области. Зарубежный инвестор вряд ли сможет сделать ТЭО в связи с тем, что для этого необходимо хорошо разбираться в российском законодательстве. Однако этот институт к реализации проекта якутские власти не привлекли.

Кстати весьма символично, что город Дзержинск Нижегородской области известен как одно из самых экологически загрязнённых мест в стране. Здесь расположены глубинные захоронения отходов вредных производств и шламовое озеро, прозванное „белым морем“. В соответствии с обзором состояния и загрязнения окружающей среды в РФ за 2013 год, Дзержинск входит в „Приоритетный список городов с наибольшим уровнем загрязнения атмосферного воздуха“», — пишет ИА «SakhaLife».

Вернувшись из Новомосковска, якутские законодатели заявили, что правительство республики и его председатель Галина Данчикова в сговоре с индусами и дожидаются, пока депутаты уйдут на каникулы, чтобы избежать парламентских слушаний. При этом они пообещали, что «спустить на тормозах» вопрос о реализации ТОСЭР «Заречье» в Нижнем Бестяхе не получится.