Питерский бизнесмен, который собирался строить в Туле метро, столкнулся с противодействием чиновников

20.08.2015 18:51

Петербургский экономист и предприниматель Ринат Бичурин, который планировал частное наземное метро в 28 городах России с населением от 400 тысяч до миллиона человек (включая Тулу), отказали во многих регионах.

Как отметил Бичурин, власти наотрез отказываются обсуждать с ним проект частного метро, при этом в некоторых городах (Рязань, Курск, Пермь, Омск, Челябинск) проектом заинтересовались.

Отказавшие чиновники, как к примеру, в Тюмени поясняют своё решение отсутствием необходимости, развитием других видов транспорта, высокой плотностью застройки и большими капиталовложениями, хотя инициатор намерен реализовать строительство метро за свой своих инвесторов.

Как рассказал Бичурин в комментарии reeD, причиной отказа чиновников могло стать опасение, что рядом с частным метро конкуренции не выдержат их бюджетные проекты — скоростной трамвай, на который власти хотят получить федеральное финансирование, и пригородная электричка.

«Кроме того, по моему мнению, личный интерес в маршрутках. По моей оценке, рента, то есть монопольная сверхприбыль, от маршруток в таком городе достигает суммы свыше 500 миллионов рублей в год. Но заработать на свой карман они могут и с помощью метро. Достаточно продать по высокой цене участки земли возле станций. Из-за высокого трафика пассажиров окрестные участки подорожают», — пояснил бизнесмен.

Бичурин уверен, что на частные средства можно построить качественное надземное метро.

«Предприниматели склонны считать каждую копеечку. Просто нужно, чтобы государство не ограничивало конкуренцию в личных интересах чиновников. Куда влезет государство — там неэффективность и воровство. Россия в 2008 году вступила в полосу затяжного социально-экономического кризиса. Были остановлены все проекты строительства метрополитенов в городах-миллионниках. Не построены новые станции в Нижнем Новгороде, Самаре, Екатеринбурге, Новосибирске. В Казани строительство велось за счёт федерального бюджета в рамках подготовки к Универсиаде. Приостановлены или законсервированы стройки метро в Челябинске, Омске, Красноярске. Отказались от планов и проектов метро в Перми, Уфе, Саратове, Воронеже, Ростове-на-Дону. В федеральном государственном бюджете нет денег на эти стройки и проекты.

Объекты инфраструктуры строят с колоссальным расточительством и управляют ими крайне неэффективно. Пример — государственное метро в Петербурге. Строят станции глубокого заложения, которые обходятся дорого, даже там, где можно построить дешевле открытым способом, да ещё тоннели большого диаметра. Эксплуатация метро требует ежегодной дотации из-за лишнего персонала и расходов на ненужный ремонт. Дают всякие непонятные скидки. В частных руках общий тариф был бы около 15 рублей», — считает он.

Частное метро, утверждает предприниматель, не должно иметь никакой связи с госфинансированием и социальной политикой властей. Чтобы привлечь инвесторов, нужно обеспечить доходность на вложенный капитал в размере 5-10% годовых и возвратность кредитов. Сэкономить же можно за счёт уменьшения диаметра тоннелей до 3-3,5 метров, а колею рельсовых путей уменьшить до 1 метра. Экономию электроэнергии дадут современные поезда уменьшенных габаритов из лёгких и прочных материалов. Тариф на проезд, по мнению автора проекта, нужно дифференцировать в зависимости от дальности поездки.