Устав.ком: Силовиков стали употреблять для «охраны» своих интересов в регионах

Сайт Устав.ком анализирует новую региональную кадровую политику Кремля, разбираясь в причинах и тайных пружинах тех процессов, которые приводят в современной России к смещению и назначению губернаторов.

«Для начала – истерия вокруг „губернаторопада“ раздута почти искусственно. Замена пятерых губернаторов, сроки полномочий которых и так истекали в этом году не идет ни в какое сравнение со снятием почти тридцати глав регионов в 2009—2010 году, или без малого двух десятков губернаторов в начале 2012 года.

Первая волна была связана с новым президентством Медведева, у которого был карт-бланш на региональную кадровую политику. Вторая волна коснулась тех глав, чьи регионы показали удручающие для ЕР результаты на госдумских выборах-2011 (у нас тогда «слетел» Мишарин).

Нынешний „губернаторопад“ не дотягивает до тех грандиозных волн ни числом (всего пять против нескольких десятков в те разы), ни «качеством». Все-таки первая, „медведевская“ волна ознаменовалась отставками таких зубров, как Лужков, Шаймиев или Россель.

Конечно, никто не отменял борьбу кланов как фактор замены губернаторов. Более того, во многом она является мотором, но происходит по тем правилам, которые в конкретный момент обозначены лично президентом.

Все нулевые годы система пользуясь обилием нефтяного бюджета мало обращала внимания на губернаторов как институт. Для федеральной элиты это были (а во многом и остаются) – лишь чиновники-исполнители, призванные сохранять или корректировать существующее в регионе равновесие между крупными федеральными бизнес-игроками. Но эра нефтяного благополучия закончилась.

Бизнес-империи принялись делить куски стремительно сокращающегося пирога. Ключевую роль здесь сыграли силовики. Неправильно говорить о борьбе силовых ведомств в чистом виде, скорее – о борьбе различных „команд“, имеющих в разных ведомствах своих людей, объединенных общим интересом. Крупный и серьезный бизнес во многом (но не полностью) слился с такими корпорациями силовиков (генерал Феоктистов и т. н „спецназ“ Сечина в ФСБ – лишь самый яркий из последних примеров, но далеко не единственный). И звездный час пробил. Силовиков стали употреблять не только для борьбы, но и для „охраны“ своих интересов в регионах. Отсюда – такие назначения как Зиничев (пересел в кресло калининградского губернатора с поста главы ФСБ этого региона), Миронов (губернатор Ярославской области, до этого – начальник одного из ключевых управлений МВД России), Дюмин (ныне тульский глава, а перед своим назначением – замминистра обороны). И таких кадров немало. Так или иначе к „силовикам“ относят еще целый ряд фамилий. Обратите внимание – все они назначены летом 2016 года. Что говорит нам о том, что такова была кадровая установка в тот период.

Но смена Володина на Кириенко стала провозвестником отказа от практики назначения „силовых кадров“. Это и сигнал и содержательное решение. Силовика Иванова также поменяли на „технократа“-исполнителя Вайно. Что Вайно, что Кириенко отвечают двум принципиальным критериям: они – исполнители (таких называют «технократы»), они – достаточно молоды. Отметим в скобках, что они оба – не силовики, даже росатомовское прошлое Кириенко скорее следует оценивать как менеджерскую должность на высокотехнологичном фронте работ. Очевидно, что поиск новых кадров они будут производить по тем же критериям, по которым, видимо, отбирали их самих.

Все новые назначения подпадают под эти цензы (назовем их „возрастной“ и „технократический“). Посудите сами: врио губернаторов стали: экс-глава департамента экономической политики Москвы, экс-замминистра транспорта, экс-министр экономического развития Калужской области, экс-гендиректор Агентства стратегических инициатив. Некоторое исключение составил только Артур Парфенчиков, но он – особая статья, не вкладывающаяся в общий тренд по простой причине – он однокурсник Медведева. Кстати, Парфенчиков – еще и единственный из пятерых новых назначенцев, кто родился не в 1970-ые.

Подытожим: упрощенно говоря, снимали тех губернаторов, кто провалил хозяйственную работу и тех, у кого были нестабильные отношения с местными элитами (и то и другое важно для обеспечения нужного процента во время президентских выборов-2018), а назначали тех, кто отвечает новым критериям (возраст и „технократичность“).

Поэтому ожидать, что пресловутый „губернаторопад“ коснется Свердловской области не приходится. Евгений Куйвашев подходит и по негласному возрастному цензу (также 1970-ых годов рождения), и по технократичности особых нареканий не вызывает. А после „майского“ мира, вопрос по межэлитным разборкам в нашем регионе из Москвы не виден», — пишет издание.