В Тульской области растёт социальная напряжённость

Центр экономических и политических реформ составил рейтинг российских регионов по количеству трудовых протестов за 2016 год, опираясь на данные Росстата, мониторинг сообщений в СМИ и собственную сеть экспертов.

Согласно отчёту, выше всего уровень социальной напряженности в Приморском крае, Свердловской области, Москве, Хабаровском крае и Бурятии. Самыми благополучными оказались северокавказские регионы (за исключением Северной Осетии — Алании) и Калмыкия.

Тульская область поделила 39-41-е места в рейтинге с Липецкой и Томской областями. При этом на карте социальных конфликтов в нашем регионе проблемных ситуаций стало больше по сравнению с предыдущим годом.

При составлении рейтинга учитывались три фактора: данные Росстата, число резонансных конфликтных случаев и количество возникших из-за них трудовых протестов. Всего в отчете эксперты ЦЭПРа учли 1141 случай трудовых конфликтов, из которых 217 переросли в протесты — митинги и забастовки. Большая часть конфликтов — 82,7% — оказалась связана с невыплатой и снижением зарплат.

В отчёте есть информация о динамике количества трудовых конфликтов. Социальная напряжённость в регионах росла в течение первых девяти месяцев, и её пик пришелся на третий квартал года (544 резонансных конфликта по сравнению с 263 — во втором), подсчитали исследователи. В четвёртом квартале уровень напряжённости, как сообщается в отчёте, снизился. Однако руководитель ЦЭПРа Николай Миронов допустил, что данные о трудовых конфликтах в конце года могут быть неполными.

За последние полтора года уровень протестов значительно вырос из-за муниципальной реформы, отмены прямых выборо​в мэров и сентябрьских выборов, когда стало значительно меньше оппозиции в региональных заксобраниях, отмечает Миронов.

В разрешении резонансных трудовых конфликтов чаще всего участвуют муниципальные и региональные чиновники, контролирующие органы (прокуратура, трудовая инспекция). Как замечают в ЦЭПРе, на практике вмешательство органов власти часто усугубляет конфликт, что говорит об «отсутствии в России выстроенной системы работы с социальными протестами».

ЦЭПР приводит три основных сценария реагирования власти на резонансные трудовые конфликты. Первый вариант — «игнорирование и противодействие». Наиболее деструктивной тактикой властей ЦЭПР называет подавление протеста без решения проблемы, угрозы в адрес активистов, замалчивание ситуации в СМИ и так далее.

Второй сценарий — подключение власти к проблеме только после обострения протеста. Поскольку конфликт не купируется на начальной стадии, это создает значительные риски для власти и ее репутации.

Конструктивной тактикой ЦЭПР называет третий сценарий, когда власть решает проблему и не дает обостриться конфликту.

Эксперты также отмечают, что цензура в СМИ не помогает решить конфликт и попытки заблокировать информацию в медиа только усугубля​ют ситуацию.