Доля «гражданских аутсайдеров» в России постепенно сокращается

Фонд «Общественное мнение» подготовил исследование «Повседневность россиян: гражданские и потребительские практики» на материале массовых опросов 2012–2016 годов.

На основе способов участия в общественных и гражданских инициативах авторы выделили типы акторов и замерили степень их гражданской активности (потенциал гражданского участия вычисляется на основе соотнесения индексов доверия, готовности к солидарным действиям и к организации или участию в гражданском действии) и удовлетворённости жизнью.

Таких типов оказалось семь: «волонтёры» – участие в деятельности НКО, правозащитных инициативах, работе профсоюзов (8% россиян); «участники социализирующих досуговых практик» – участие в объединениях по интересам, образовательных семинарах, тренингах (9%); «активисты» – разрешение общественных проблем по месту жительства, участие в жизни прихода, общины, защита окружающей среды (12%); «альтруисты» – помощь незнакомым и пожертвования на благотворительность (13%); «гражданские обыватели» – помощь ближайшему окружению (15%); «веб-обыватели» – социально активны только в сети (20%); «гражданские аутсайдеры» – социально не активны (23%).

Потенциал гражданского участия и удовлетворённость жизнью падают от начала списка к концу (за исключением весьма довольных жизнью «веб-обывателей»).

Далее исследователи выделили основные типы потребительских практик, отражающих социальную активность респондентов (оформление кредита, поездки за границу, использование услуг домработниц, посещение фитнес-центров и т. д.). Их оказалось шесть: «инвесторы» (1%), «путешественники» (13%), «гедонисты» (16%), «заёмщики» (19%), «обыватели-консюмеры» (44%), «аутсайдеры-консюмеры» (7%).

Сравнение потребительских практик с практиками гражданского участия показало, что к участию в протестных акциях готовы в большей степени «инвесторы» и «волонтёры», к пассивной поддержке власти – «путешественники» и «обыватели», а к участию в митингах в поддержку власти – «активисты». К протестам в большей степени респонденты готовы на местном уровне, причём прежде всего социально активные «инвесторы» и «волонтёры» и социально уязвимые «заёмщики».

Также было отмечено, что доля «гражданских аутсайдеров» постепенно сокращается (в 2007 году – 36%, в 2015 году – 25%).

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here