Минздрав неэффективно управляет развитием здравоохранения

22.09.2017 13:05

Счетная палата РФ проанализировала промежуточные результаты исполнения госпрограммы «Развитие здравоохранения».

Привлеченное к оценке программы Минэкономразвития оценило ее эффективность на уровне «ниже среднего», а главный исполнитель – Минздрав, по мнению аудиторов, неэффективно управляет как самой программой, так и выделенными на ее реализацию средствами.

Госпрограмма «Развитие здравоохранения» рассчитана на срок до 2020 года. Ежегодно количественные и качественные показатели (индикаторы) программы меняются незначительно. Нет плановой динамики по охвату диспансеризацией взрослого населения – в действующей редакции программы показатель на 2016 год указан на уровне 23%, на период с 2017 по 2020 год – на уровне 21%. Охват профосмотрами детей должен неизменно составлять 95%, так же как и охват разных групп населения иммунизацией.

Финансовое планирование, по мнению аудиторов, оставляет желать лучшего. Основной частью средств – почти 70% –  распоряжается Минздрав, остальными средствами оперируют ФМБА и Росздравнадзор. Всего на реализацию госпрограммы в 2016 году предусматривалось 3,27 трлн рублей, а  фактические расходы превысили 3,6 млрд рублей.

Также были выявлены факты несоответствия информации о кассовом исполнении программы: в отчете правительства расходы Фонда ОМС составили 1,59 трлн рублей, а на портале госпрограмм – 1,6 трлн. Больше всего средств недополучили подпрограммы «Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медпомощи» (4,2 млрд рублей); «Управление развитием отрасли» (1,7 млрд рублей); «Развитие и внедрение инновационных методов диагностики, профилактики и лечения, а также основ персонализированной медицины» (1,5 млрд рублей); «Профилактика заболеваний и формирование ЗОЖ. Развитие первичной медико-санитарной помощи» (1,2 млрд рублей).

При этом в ряде случаев рост бюджетных ассигнований  не привел к выполнению целевых показателей. Из 16 основных показателей госпрограммы плановых значений удалось добиться только по девяти показателям. Из десяти показателей, созвучных с президентскими «майскими указами», половина не были достигнуты. Например, в 42 регионах соотношение средней зарплаты врачей к среднему заработку по субъекту составило 155,3%, хотя должно было быть на уровне 159,6%. Минимальное соотношение наблюдается в 51 регионе страны. Еще хуже обстоит дело с младшим медперсоналом: в 77 регионах этот показатель составил лишь 56,4% от среднего заработка против планового 70,5%. На это, считают аудиторы, повлиял рост фактической средней зарплаты в регионах.

На фоне роста абсолютных показателей зарплаты медперсонала наблюдается дальнейшее снижение числа ее получателей, что свидетельствует о росте нагрузки на медработников», – полагают в СП. Показатель обеспеченности врачами (на 10 тысяч населения) на конец 2016 года составил 37,2, что на 7,5% ниже плана (40,2) и на 0,27% ниже фактического показателя 2015 года. По данным Росстата, среднегодовая численность врачей за 2016 год сократилась более чем на 2 тысячи человек, среднего медперсонала – на 17,99 тысячи человек, младшего – на 52 тысячи человек.

Кроме того, по итогам 2016 года не достигнут плановый показатель смертности от новообразований – 196,1 человека на 100 тысяч населения, он составил 201,6 человека на 100 тысяч населения. В ряде субъектов оказались не выполнены и плановые демографические показатели. В 17 субъектах отмечен рост младенческой смертности, в 13 выросла смертность от болезней системы кровообращения, от туберкулеза – в 8 субъектах. Продолжительность жизни составила 71,87 года против плановых 72,64 года в 62 регионах.

По оценке Минэкономразвития, степень эффективности госпрограммы в 2016 году составила 81,8%, то есть ниже среднего уровня. Годом ранее удалось добиться статуса «выше среднего». Сами аудиторы  считают, что в 2016 году эффективность программы соответствует среднему уровню эффективности, так как в Минэкономразвития не учитывают уровень изменения ассигнований в течение 2016 года и того, что индикаторы никак в связи с этим не корректировались.

При этом, настаивают в СП, динамика достижения показателей низкая. «Оценка достижения плановых значений показателей госпрограммы составила лишь 84,7%, не достигнуто 20,2% показателей, деятельность ответственного исполнителя – Минздрава России – оценена на низком уровне. Таким образом, итоги реализации госпрограммы в 2016 году свидетельствуют об исполнении расходов без достижения запланированных результатов и о неэффективном управлении госпрограммой, констатировали авторы отчета.