Сотрудник Генпрокуратуры: Размытые формулировки в нормативных актах способствуют коррупции

27.09.2017 23:26

Процедура получения льготы, оформления документов или хозяйственного подряда у госструктуры часто сопряжена длительными бюрократическими проволочками.

Нередко должностные лица закладывают в правила получения госуслуги пространство для манёвра недобросовестного чиновника.

Бороться с коррупцией на этом направлении призвана антикоррупционная экспертиза нормативных актов органов исполнительной власти, отмечает начальник управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генпрокуратуры РФ Александр Русецкий.

«Один из наиболее распространённых способов — применение в документе, скажем так, размытых формулировок. Приведу пример. В приказе Минэкономразвития России от 01.09.2014 №540 „Об утверждении классификатора видов разрешённого использования земельных участков“ при описании вида разрешённого использования земельного участка указано, что размещение на нём объектов капитального строительства предполагается для удовлетворения повседневных потребностей жителей и не причиняет существенного неудобства жителям. Между тем понятия „повседневные потребности жителей“ и „существенное неудобство жителей“ в классификаторе не раскрыты. Это и позволяет должностным лицам произвольно определять возможность размещения на участке объектов.

Ещё один коррупциогенный фактор — наличие необоснованно широких полномочий для правоприменителя. Такая проблема была обнаружена, например, в административном регламенте Федерального агентства водных ресурсов по предоставлению водных объектов в пользование (утвержден приказом Минприроды России от 22.05.2014 №225). Выявлено отсутствие в нём предельного срока, в течение которого следует провести аукцион по приобретению права на заключение договора водопользования.

Те же проблемы, а также отсутствие административных процедур установлены в порядке деятельности комиссии по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб (утверждён приказом Минсельхоза России от 08.04.2013 №170). Так, в приказе не установлен механизм взаимодействия комиссии с перечисленными в документе организациями и органами Росрыболовства, отсутствуют форма, порядок и сроки представления в комиссию необходимых документов, не определены сроки их рассмотрения. Порядком не предусмотрены форма утверждения протокола заседания комиссии, критерии принятия, а также оценки протокола на предмет его утверждения.

Как правило, поводом для проведения в Генеральной прокуратуре Российской Федерации антикоррупционной экспертизы нормативного правового акта является обращение гражданина. В особенности того, чьё конституционное право ущемляет имеющийся в документе коррупциогенный фактор. Тут следует подчеркнуть, что его присутствие в норме ещё не является нарушением закона. Эти положения в документе ввиду своей неполноты, трудновыполнимости или других причин лишь создают условия для возможного проявления коррупции», — рассказал он «Известиям».