В Тульской области одна из самых загруженных ГЖИ, на 1 сотрудника — 200 проверок в год

23.11.2017 14:52

Эксперты рабочей группы ОНФ «Качество повседневной жизни» провели мониторинг итогов работы региональных госжилинспекций и выяснили, сколько проверок состояния многоквартирных домов и управляющих организаций они провели в 2016 году.

Исследование показало, что в цифрах отчётов есть большое количество нестыковок, но даже по этим данным видно, что нагрузка на одного сотрудника ГЖИ во многих субъектах России заметно выросла, и это не может не сказываться на качестве проверок состояния жилищного фонда, а в конечном итоге – на безопасности жителей.

Эксперты ОНФ обратились в Минстрой с предложением изменить порядок расчёта численности сотрудников инспекций в соответствии с нагрузкой, а также призывают ГЖИ привести в единую форму данные о проведенных проверках.

«Участившиеся случаи взрывов бытового газа, падения лифтов, нарушения при вывозе мусора говорят о невысоком качестве контроля. Результаты мониторинга, который в ноябре провели эксперты Народного фронта, показал, что является одной из причин этого. Мы увидели в регионах огромный разрыв в уровне нагрузки на одного сотрудника. И в тех субъектах, которые вошли в топ-10 нашего рейтинга, число проверок, проведенных каждым работником ГЖИ, явно превышает адекватный показатель, при котором эту работу можно выполнить качественно», – сообщила член Центрального штаба ОНФ Светлана Калинина.

Эксперты составили топ-10 регионов по степени нагрузки сотрудников ГЖИ. Учитывалось общее количество проверок юридических лиц, управляющих компаний и ТСЖ, а также число сотрудников, выполняющих функции контроля, на основании данных, указанных в сведениях о надзоре, в которых могут не учитываться визуальные инспекционные обследования жилищного фонда, а в ряде регионов – проверки в рамках лицензионного контроля.

Топ-10 регионов с самой большой нагрузкой на одного сотрудника в год:

Камчатский край – 294,9 проверки
Республика Тыва – 253,8 проверки
Курганская область – 247,6 проверки
Тверская область – 218,4 проверки
Калужская область – 206,6 проверки
Тульская область – 200,9 проверки
Курская область – 196,2 проверки
Республика Ингушетия – 162,2 проверки
Самарская область – 161,2 проверки
Ростовская область – 160,4 проверки

«Цифры говорят сами за себя: в регионах, занимающих верхние строчки рейтинга, число проверок на одного сотрудника превысило число рабочих дней в году. О каком качестве контроля может идти речь? Примерно такие же вопросы возникают и к регионам, в которых эксперты выявили самую низкую нагрузку. В Тамбовской области, к примеру, на одного сотрудника ГЖИ приходится 11 проверок в год, в Приморском крае – 15. Жильцам в такой ситуации остается верить в компетентность работников своей управляющей компании или рассчитывать на себя. Но ведь сами граждане зачастую просто не знают технические нормативы работы лифтов, газового оборудования, мусоропровода, не информированы о правилах составления договоров и возможностях проверки лицензий организаций, поэтому не могут быть единственным источником информации о нарушениях», – уверена Калинина.

Другая проблема состоит в том, что и официальные отчёты региональных ГЖИ, как оказалось, не являются надежными источниками данных. Инспекции в разных отчетах указывают разные итоговые цифры по нагрузке на одного сотрудника, по количеству сотрудников и проведённых проверок за год.

Например, в докладе Камчатского края указано на одного сотрудника и на семь проверок больше, чем в сведениях о надзоре. Нагрузка в регионе, согласно докладу, составила 314 проверок на сотрудника, а по расчётам, основанным на сведениях о надзоре, этот показатель составляет 294,9 проверки на одну штатную единицу. В Курганской области, согласно докладу, среднее количество проверок на одного инспектора составило 440 против 247,6 в сведениях о надзоре. При этом данные по штатной численности и количеству проверок почти совпадают, но степень нагрузки была рассчитана по-разному. Эксперты обратили внимание на то, что в одних субъектах при расчёте нагрузки число проверок делят на всех сотрудников, в других – только на тех, кто непосредственно занимается надзором.

«От качества работы государственного жилищного надзора во многом зависит безопасность жителей многоквартирных домов. Но даже на примере общественного мониторинга мы видим, насколько различаются стандарты работы в зависимости от региона. Нет единых подходов ни в вопросе кадрового наполнения ГЖИ, ни в формах отчётности о проделанной работе. В связи с этим мы просим Минстрой России изменить порядок расчёта численности сотрудников инспекций в соответствии с нагрузкой, привести в единую форму данные о проведённых проверках и в целом призываем правительство РФ усовершенствовать работу системы контрольно-надзорных органов в стране», – резюмировала Калинина.