В Туле создали программу для вычислений, какой чиновник тратит больше, чем получает

Чиновники из правительства Тульской области придумали, как контролировать самих себя.

В 2013 году для борьбы со взяточничеством они объединили справку о доходах и автономное приложение для заполнения справок о доходах и расходах, сделали доступ открытым прямо на портале, сократили время заполнения, встроили фильтры корректности заполнения и получили вполне современную систему, пишет «ПАСМИ».

Об этом механизме изданию рассказал замначальника главного управления государственной службы и кадров аппарата правительства Тульской области Сергей Никольский.

— У нас в области 103 муниципальных образования, в которых сейчас около тысячи чиновников, объём работы по сбору информации о доходах и расходах колоссальный, а умножьте его ещё в три раза — жёны, мужья, дети. И получим серьёзную работу по сбору, проверке, анализу данных.

— Вы сами проверяете сведения?

— Конечно, есть те, кто предоставляет недостоверную информацию, чаще всего, когда идут на конкурсы, и мы таких людей до конкурса не допускаем. Надо соотнести доходы и расходы, сопоставить с доходами и расходами других членов семьи. В 2016—2017 году мы провели обучающие семинары по нашей системе и изменениям федерального законодательства, очень много вопросов было.

— Какой самый частый?

— Это и вопрос, и ошибка: в декларацию вносят квартиру, например, она записана на всех членов семьи. А пишут каждому по квартире, получается, что их как бы три одинаковых, а на самом деле надо просто указывать долю собственности. Это чаще всего. Какое-то время, пока мы не сделали в программе иерархическую структуру органов местного самоуправления применительно ко всем муниципальным образованиям, путались, не могли себя найти.

— То есть, все чиновники Тульской области уже есть в вашей системе?

— Да, на каждого человека, его супруга или супругу, детей заведена электронная карточка, они все связаны между собой. Эту информацию обязаны предоставлять и органы исполнительной власти, и муниципалитеты.

— Как работает ваша программа?
— Декларант скачивает с портала правительства области на компьютер программу по заполнению справок (аналог программы «Справки-БК») и заполняет в ней справки. После этого распечатывает их на принтере. Печать осуществляется с нанесением штрихкодов. Подписывает и сдаёт сотрудникам главного управления, ответственным за приём деклараций.

— Подождите, но ведь система направлена на то, чтобы избавиться от бумажных копий?

— Да, но сейчас по законодательству бумага всё ещё является основным носителем. Через какое-то время можно будет отказаться и от неё. Информация, содержащаяся в справках, путём сканирования штрихкодов заносится в программный комплекс для дальнейшего учёта, обработки и анализа. Срок для сдачи сведений определён — не позднее 30 апреля года, следующего за отчётным.

— Тогда непонятно, в чем польза от программы прямо сегодня.

— Заполняется база данных, копятся сведения. Не надо повторно заполнять справку при утере, или если нужна копия, невозможно подделать, потерять или заменить уже сданную справку. Даже в отдалённых районах, где нет возможности заполнить декларации в электронном виде, мы ездим, собираем и вносим. Может быть, в 2017 году этот человек возглавляет сельскую администрацию, а через десять лет станет министром — но вся информация на него уже есть. Кроме того, попробуйте проанализировать десятки тысяч листов документов, сопоставить все. Наша программа пока частично, но автоматизировала этот процесс.

— Есть уже конкретные примеры найденных с помощью анализа правонарушений?

— Да, мы даже их в презентацию включили: вот видно, что у супруга служащей прекращено право собственности на два автобуса, при этом возможный доход от их продажи не указан в графе «Иные доходы». Это повод как минимум задать ей дополнительные вопросы о судьбе этих транспортных средств. Здесь мы видим — служащая приобрела в отчётном периоде квартиру, задекларировала её в расходах. Вместе с тем также в отчётном периоде приобретён автомобиль, который в расходах не отражён. Это также является поводом пообщаться со служащей на этот счёт. Если была возмездная сделка, то формально нарушение уже есть.

«Акцент контролирующие органы сейчас делают не на учёте доходов — их можно скрыть, а на учёте расходов. И в этом тульская система как нельзя хороша. Существует и аналог — в Татарстане. А с нового года по всей России будет вводиться единая электронная система учёта. Напомним, уже в сентябре 2017 года Генпрокуратура РФ отчиталась об изъятии у чиновников неправедно нажитого имущества на 2,2 млрд рублей, а на сайте declarator.org можно проверить, кто что купил и за что продал. Например, губернатор Тульской области Алексей Дюмин декларацию за 2016 год вывесил, а там „Рэндж Ровер“ супруги и собственный „Лэнд Крузер“, что сразу заставляет задуматься о качестве тульских дорог. Кроме того, declarator.org не смог найти его же декларацию за 2015 год, да ещё и приписал, что Дюмин отказался её публиковать. Но, как нам пояснили в правительстве Тульской области, на момент подачи декларации губернатор был еще и. о., а, значит, обязанности у него и не было. Так что главное — это система. А ещё важнее, чтобы она работала безо всяких исключений», — добавляет издание.