Противники реформы образования составили список требований к властям

30 мая — 1 июня в России пройдут массовые акции единого социального протеста против разрушения социальной сферы и повышения тарифов ЖКХ.

Портал Netreforme.org опубликовал проект резолюции с требованиями борцов с коммерциализацией систем образования и здравоохранения.

Коммерциализация образования

— Официально признать, что в сфере массового образования и здравоохранения рынок терпит провал и отказаться от попыток коммерциализации сферы образования
— Отменить Федеральный закон Российской Федерации от 8 мая 2010 г. №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», уничтожающий образование страны, нарушающий Конституцию, права и свободы граждан РФ.
— Отказаться от планов реанимации бюджетной реформы, от предложенного министерством финансов плана «Оптимизация сети и численности работников государственных и муниципальных учреждений» как разрушительного для социальной сферы. Этот план, по нашему мнению, является покушением на бесплатное образование и здравоохранение.

Высшее образование
— Отказаться от планов введения так называемого «эффективного контракта», ведущего к значительному ухудшению положения преподавателей и стимулирующему к работе на формальные показатели вместо высокопрофессионального и творческого отношения к делу.
— Отменить подушевое финансирование, препятствующее отсеву неуспевающих студентов заставляющее преподавателей снижать требовательность, что ведёт к необратимому понижению качества обучения.
— Недопустимо введение так называемой «независимой оценки» в вузе, поскольку оно выразится во внедрении в высшей школе технологий ЕГЭ, которые уже разрушили среднее образование.
— Необходимо вернуться к прежнему статусу аспирантуры, когда главным её результатом являлось написание научного труда – диссертации. Трактовка аспирантуры как особого уровня образования создаёт трудности для научной деятельности аспиранта.
— Необходимо законодательно утвердить принцип добровольности участия каждого вуза в Болонском процессе. Специалитет по инженерным специальностям должен быть восстановлен.

Школьное образование

— Добиться финансирования образовательной сферы не по остаточному принципу, а на основании реальной потребности. Основой образовательного бюджета региона должны стать заявки-сметы учреждений образования (общего и дополнительного).
— Отмена недавно принятого профстандарта учителя или длительное поэтапное его введение по мере готовности педагогов (сначала перестроить обучение в вузах, потом переучивать учителей в школах, потом вводить, на всё не менее 15 лет).
— Добиться применения требований к учительской зарплате, записанных в Майских указах 2012 Президента, не к общей нагрузке педагога а к ставке.
— Скорректировать положения нормативных документов об инклюзии с учётом интересов всех участников образовательного процесса. Для этого доступность получения образования в общеобразовательных организациях лицами ВОЗ должна обеспечиваться в отношении лиц с сохранным интеллектом и вторичными дефектами, позволяющими им осваивать образовательную программу без ущерба для этих лиц, а также иных участников образовательного процесса.
— Реализовать в подзаконных нормативных актах имеющуюся в законе «Об образовании» возможность выборности директоров школ и других образовательных учреждений.
— Внести поправку в ст. 278 ТК о том, что право собственника уволить руководителя предприятия без объяснения причин не относится к директорам образовательных учреждений. Увольнение руководителя должно быть не только мотивировано учредителем, но и доведено до сведения трудового коллектива, а также согласовано с органом общественного управления образовательной организации в соответствии с уставом данной образовательной организации.
— Внести в закон «Об образовании» поправку, гарантирующую бесплатность групп продлённого дня.
— Добиться решения о том, что медик, психолог, логопед, соц. работник должны быть в каждом здании образовательного учреждения. Мед. работник — в течение всего рабочего дня. Вопрос о наличии медицинских и психолого-педагогических работников должен решаться педагогическим коллективом конкретного учебного заведения.
— Обратиться в Минобрнауки с предложением о внесении в Федеральный перечень профессий отдельной строкой профессий «Классный руководитель» и «Воспитатель группы продленного дня». Исполнение данных трудовых обязанностей должно предполагать отдельный трудовой договор.
— Добиться введения моратория на уменьшение финансирования (и сокращение ставок, реорганизацию) сельских и городских малокомплектных школ.
— Внести в Закон об образовании отдельный тип образовательных учреждений – коррекционные школы и интернаты. Гарантировать бюджетное финансирование работы коррекционных школ.
— Прекратить практику насильственного слияния (объединения) образовательных учреждений. Внести в закон «Об образовании» поправку, предусматривающую необходимость получения согласия органов школьного самоуправления на реорганизацию образовательного учреждения. А также законодательно запретить передачу объектов земли, зданий, используемых государственными и муниципальными образовательными организациями, для последующего использования их для оказания исключительно платных образовательных услуг, а также для целей, не связанных с образовательной деятельностью.
— Добиться запрета перевода работников образования с бессрочных трудовых договоров на срочные договора.
— Прекращение монетизации и сокращения льгот сельским учителям. Недопущение ухудшения материального положения педагогов. Внести изменения в 48 статью в ФЗ «Об образовании» — Работникам образовательных учреждений всех типов, работающие в сельских населённых пунктах, рабочих поселках (посёлках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения и на проезд до места работы и обратно
— Внести санкции (административное наказание, дисквалификация с должности от 3-лет) в Бюджетный кодекс РФ и Административный Кодекс РФ за нарушение Бюджетного кодекса РФ, Федерального Закона №131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», которые регламентируют обязанность финансирования муниципальных бюджетных образовательных учреждений.
— Снять имеющиеся на данный момент ограничения на оформление педагогическими работниками пенсии за выслугу лет. Оставить один критерий: наличие 25 лет педагогического стажа.

Дополнительное образование

— Отменить жёсткую направленность программ допобразования (и, как следствие, постоянное переписывание программ всеми педагогами). Проблема в том, что в эту систему не могут вписаться логопеды и прочие психолого-педагогические работники.
— Оценивать эффективность работы губернатора в области образования по количеству бесплатных мест в системе допобразования.

Детские школы искусств

— Снять ограничение в Муниципальных заданиях по приёму детей в школах искусств.
— Внести в статью 47 ФЗ №273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» выплату за выслугу лет педагогическим работникам Детских школ искусств (ДХШ, ДМШ).
— Уравнять концертмейстеров и педагогических работников ДШИ в статусе.
— Установить единую норму часов (18 часов) педагогической работы за ставку преподавателям и концертмейстерам ДШИ, ДМШ.
— Законодательно гарантировать право на досрочную пенсию по выслуге лет преподавателям и концертмейстерам ДШИ, ДМШ, ДХШ. Снять ограничение на получение досрочной пенсии: исключить из п. 12 Постановления Правительства РФ №781 от 29 октября 2002 года условие: наличие 16 лет 8 месяцев педагогического стажа на момент 01.01.2001 года, ограничивающее право педагогов ДМШ и ДШИ для назначения досрочной пенсии.
— Ввиду некорректной формулировки в требованиях ФЗ №273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» в виде обеспечения питанием и медицинским пунктом для всех видов образования, конкретизировать требования обеспечения питанием и медицинским пунктом только для общего образования, исключив обязательное требование по этим пунктам для дополнительного образования. Для школ искусств в данных услугах отсутствуют необходимость и возможность.
— Установление минимальной заработной платы педагогических работников учреждений дополнительного образования за ставку рабочего времени не ниже средней зарплаты в экономике по региону (но не ниже средней зарплаты по экономике России). Установление окладов (без включения доплат и премий) административно-вспомогательного и технического персонала на уровне не ниже МРОТ (а МРОТ — на уровень прожиточного уровня, как предписывает закон).
— Закрепить в законодательстве РФ обязанность бюджетного финансирования для получения необходимой профессиональной переподготовки, переподготовки для исполнения должностных обязанностей в учреждениях дополнительного образования.
— Создать координационный комитет из независимых экспертов, способной координировать деятельность министерств, ведомств России и других служб в области дополнительного образования детей, в системе деятельности специализированных учреждений ДОД.
— В полном объёме применить к преподавателям системы дополнительного образования «Рекомендации ЮНЕСКО по повышению статуса учителя и преподавателя» от 1964 года.
— Вывести из под действия ФЗ №44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» образовательные учреждения всех видов, так как данный закон оказывает негативное влияние на качество предоставляемых обучающимся и сотрудникам учреждений со стороны предприятий и организаций разных форм собственности

Дошкольное образование

— Прекратить ежегодное сокращение ставок в учреждениях дошкольного образования, а также введение новых графиков работы воспитателей, маскирующих фактическую нехватку работников в ДОУ за счёт переработок.
— Нормативно зафиксировать максимальное количество детей в группе — не более 20 человек.

Положение педагогов

— Пересмотреть Федеральный закон «Об образовании» на основе широкой и свободной общественной дискуссии.
— Индексировать зарплаты по реальной инфляции за 2014 год и в 2015 году.
— Прекратить сокращения преподавателей, научных сотрудников, а также специалистов (логопедов, психологов и т.д.), работников учебно-методического и учебно-вспомогательного персонала особенно в преддверии роста числа обучающихся.
— Снять препятствия для развития демократических начал в управлении образовательными организациями, в частности, вернуться к практике выборности ректоров во всех учреждениях высшего образования.
— Прекратить практику бездумного слияния и ликвидации образовательных организаций.
— Отказаться от идеи повышения пенсионного возраста. Устранить искусственные препятствия в получении досрочной пенсии педагогам.

Новости