Застава Ильича

Спустя пару недель после состоявшихся в Тульской области выборов на фоне затишья маленький красивый городок Венёв стал эпицентром скандала с историческим и политическим подтекстами.

С местной Красной площади решили убрать памятник вождю Октябрьской революции, строителю Советского государства Владимиру Ленину, отправив его покоиться в краеведческий музей.

Инициаторами стали некие авторы, написавшие коллективное письмо с такой просьбой к местному главе Андрею Шубчинскому. В соцсетях одним из инициаторов переноса памятника Ленину называют блогера Михаила Рогова, который позиционирует себя как православный сторонник монархии.

Застава Ильича

На своей странице в фейсбуке блогер сначала заявил, что «для русских православных верующих сохранение ленинского идола на Красной площади есть осквернение святыни и кощунство над тысячелетней Православной Россией», а затем добавил, что за территорией возле бюста несколько десятилетий не ухаживали.

«Памятник этот лет так 30 никому был не нужен — те же КПРФ проводили год назад рядом с ним митинг, но из них никто не мог хотя бы собрать мусор вокруг него. В последние лет 20 этот памятник был отхожим местом для местных животных, которых там привязывали для корма жители ближайших домов. Но сейчас они про него вспомнили, вспомнили тогда, когда о нём заговорили в прессе и решили облагоустроить территорию», — написал он.

О необходимости благоустройства площади, действительно, районная администрация вспомнила только недавно, когда получила федеральный грант в размере 60 млн рублей. Ленин в разработанную современную концепцию с торговыми павильонами не вписался.

Застава Ильича
Застава Ильича

Потом подоспело письмо от общественников, которые попросили убрать Ильича в музей из-за его «чужеродности» среди находящихся поблизости церквей. Хотя, казалось бы, где место Ленину, как не на Красной площади.

Вопрос с памятником вынесли на обсуждение на сайте райадминистрации. С тех пор, как об этом стало широко известно, идёт плотная борьба сторонников и противников идеи. Хотя качество опроса оставляет желать лучшего — например, с одного компьютера можно проголосовать несколько раз с разных браузеров, так что неизбежны накрутки.

К слову, большинство значимых для граждан вопросов власти предпочитают решать кулуарно. Так проводятся непопулярные реформы, выносятся невыгодные жителям градостроительные решения, утверждаются неэффективные бюджетные траты.

Тульский обком КПРФ, узнав о планах убрать памятник, высказал своё недовольство. Депутат Госдумы Олег Лебедев в ответ предложил отправить венёвского главу сторожем в тот самый краеведческий музей, куда он хочет заточить Ильича.

Застава Ильича

Как утверждают венёвские краеведы, памятник (бюст) Владимиру Ленину известного московского скульптора Георгия Дмитриевича Алексеева был установлен на Красной площади Венёва в первую годовщину Великого октября в 1918 году. Но документальных подтверждений этого нет.

После покушения на Ленина в августе 1918 года эсерки Фани Каплан, скульптор встречался с вождём в Кремле, где сделал зарисовки. Вскоре Алексеев создал бюст, высоко оцененный современниками. К 1920 году копии этого бюста были установлены в более чем двадцати городах.

Первоначально у памятника имелась небольшая трибуна, с которой местные руководители выступали во время праздничных торжеств. В период оккупации памятник не пострадал. В послевоенное время трибуна была разобрана.

Застава Ильича

Интересно, что за несколько дней до скандала с Лениным в Венёве по инициативе краеведа Дениса Махеля установили памятник Александру II у школы искусств, где 17 августа 1837 года император остался на ночлег. Школа, между прочим, находится на пересечении улиц революционных деятелей Владимира Володарского и Карла Маркса.

Император Александр II вошёл в русскую историю как царь-освободитель, проводник широкомасштабных реформ: ликвидация военных поселений, отмена крепостного права, финансовая реформа, реформа высшего образования, земская и судебная реформы, реформа городского самоуправления, реформа среднего образования, военная реформа.

Эти преобразования решили ряд наболевших социально-экономических проблем, расчистили дорогу для развития капитализма в России, расширили границы гражданского общества и правового государства, однако доведены до конца не были. Александр II пережил семь покушений, но 1 (13) марта 1881 года погиб в результате террористического акта, организованного тайной революционной организацией «Народная воля», которая стремилась принудить правительство к демократическим реформам для дальнейшей борьбы за социалистический строй. Царь-освободитель был убит желающими освободиться.

Владимир Володарский (настоящее имя — Моисей Гольдштейн) — революционер, главный агитатор Петроградского комитета большевиков. В 1918 году занимал пост комиссара печати, пропаганды и агитации в Союзе коммун Северной области, был редактором петроградской «Красной газеты».

Руководил цензурой и репрессиями в отношении оппозиционной прессы, особенно усилившимися в мае 1918 года, когда он был главным обвинителем на публичном процессе против нескольких небольшевистских вечерних газет. За короткое время Володарский закрыл около 150 петроградских газет, общий тираж которых составлял более 2 млн экземпляров.

Был убит 20 июня 1918 года. В советской историографии убийство Володарского считалось актом индивидуального белого террора, совершённого от имени партии правых эсеров и послужившего, наряду с убийством Моисея Урицкого и покушением на Владимира Ленина, причиной начала ответного красного террора.

Вскоре после похорон Володарского в печати развернулась кампания по увековечиванию его памяти. Он стал символом уже не гонений на прессу, а мученичества за революцию. Именем Володарского называли города, мосты и площади.

Улице Володарского в Венёве сейчас хотят тоже «декоммунизировать», вернув ей историческое название Преображенская.

Декоммунизация — теоретическая и практическая деятельность, направленная на отказ от коммунистических идеалов, на устранение «тоталитарной» коммунистической идеологии из всех сфер жизни общества. Этот процесс идёт сейчас в ряде стран бывшего СССР. Некоторые называют это войной с памятниками, другие считают, что невозможно построить новый мир, не разрушив старый. Ряд авторов, настаивающих на проведении декоммунизации в России, предлагают сделать это по аналогии с процессом денацификации Германии.

Что вреднее — декоммунизация или коммунистическая пропаганда?

Пока всё прогрессивное человечество, как сказали бы марксисты-ленинцы, уверенно шагает в будущее, мы со своим тяжёлым историческим наследием пока ещё переосмысляем прошлое.