Ленин раздора

«Значение Тулы для Республики огромно. Но народ там ненашенский, за ним нужен глаз да глаз», — эту фразу приписывают Владимиру Ильичу Ленину, который последнюю неделю в Тульской области живее всех живых.

Вторую часть высказывания, правда, продолжатели его дела называют псевдоцитатой и фальсификацией истории.

Первая часть долгие годы была размещена на крыше типографии «Тула» в центре города на площади Победы. Впоследствии её демонтировали.

Сейчас демонтировать и отправить в краеведческий музей хотят небольшой памятник Владимиру Ленину на Красной площади провинциального тульского городка Венёв.

Публикация о таких планах прошла в районной газете «Красное знамя» и на сайте местной администрации. В заметке лишь информация о том, что переместить Ленина попросили некие общественники — ни самого коллективного письма, ни сведений о его авторах. Указано, что на Красной площади Венёва «расположены уникальные объекты (Колокольня Никольской церкви, Богоявленская, Покровская и Казанская церкви)», рядом с которыми «памятник В. И. Ленину видится чужеродным элементом».

В знак демократии на сайте райадминистрации организовали опрос, число сторонников идеи сразу же двукратно превысило количество противников. В опросе, кстати, можно проголосовать несколько раз одному человеку — система позволяет.

После этого в фейсбуке появилось достаточно одиозное и агрессивное высказывание православного блогера Михаила Рогова о кощунстве и осквернении Венёва памятником, который стоит здесь уже больше ста лет.

Ленин раздора

Как утверждают венёвские краеведы, памятник (бюст) Владимиру Ленину известного московского скульптора Георгия Дмитриевича Алексеева был установлен на Красной площади Венёва в первую годовщину Великого октября в 1918 году. Первоначально у памятника имелась небольшая трибуна, с которой местные руководители выступали во время праздничных торжеств. В период оккупации памятник не пострадал. В послевоенное время трибуна была разобрана. В последние годы местные власти за памятником, вероятно, не ухаживали.

Ленин раздора

Мы узнали, что планы переместить Ленина возникли не просто так из-за «оскорбления православных». В 2019 году Венёв получил федеральный грант в размере 60 тысяч рублей на благоустройство Красной площади. Сразу же разработали проект, в котором Ленину, как видно из презентации, места не нашлось.

Узнав о такой новости, КПРФ практически сразу подняла весь свой штат на защиту Ильича. «Провокативной авантюрой, направленной на раскол общества» назвал эту весть депутат Госдумы от КПРФ Олег Лебедев. Он предложил отправить главу Венёвского района Андрея Шубчинского поработать сторожем в тот самый краеведческий музей, куда хотят сдать Ленина. Сейчас призыв проголосовать против инициативы переноса памятника размещён даже на главном сайте партии.

За сохранение Ленина на его месте категорически выступила краевед и член демократической партии «Яблоко» Елена Коновалова, активный борец за местную экологию.

Блогер Михаил Рогов в соцсети, признав себя одним из авторов прошения о переносе, поиронизировал над «союзом коммунистов и либералов», назвав их единогласие в вопросе памятника «коммуняблоком».

«Хочу пояснить вот что: эта инициатива не Андрея Шубчинского, а православных граждан Венёвского района. Для нас совершенно не удивительно что либералы солидарны с коммунистами и те и другие для русских православных (и не только православных) людей являются идеологическими противниками. Сейчас краснопузые и либералы подняли вой в своих СМИ по поводу этого памятника, но сами то они не относились толерантно к другим памятникам, да и не только памятникам», — написал он на своей странице в соцсети «ВКонтакте».

Ленин раздора

В действительности спор о Ленине — не только спор об «идоле» коммунизма. Без учёта реального мнения жителей сегодня в Тульской области принимаются многие другие более крупные решения.

Приводим высказывание тульского краеведа, заведующего отделом Тульского областного краеведческого музея Сергея Демидова.

«Я совсем не коммунист. Но какая глупость — не вписывается в концепцию. А что такое — концепция? Разве её нельзя изменить? У нас сначала не думая высказываются за концепцию, даже не понимая что это и о чём это, а потом говорят — половина нашей истории сюда не вписывается. Снести и уничтожить эту половину.

Глупо и примитивно списывать наши беды, безразличие и страх перед власть имущими на Ленина на памятник. Но ведь как здорово и легко воевать с памятниками. Он ведь памятник, он не ответит. Его можно пинать ногами, на него можно справить нужду, его можно сломать. И душа ведь спокойна, протест нашёл выход. О люди, люди, до чего же вы дошли! Вы воюете с прошлым, с памятниками. Это всё, что вы можете.

Сколько уже раз у нас вот так убирали, разрушали, стирали и переписывали. И снова это. Ну не могут люди просто делать по-другому, всё по накатанной дорожке.

Мы (краеведы) по сути всю жизнь бежим чтобы успеть зафоткать то, что скоро сломают, иногда не успеваем. Идём в старый дом, который вот-вот снесут, чтобы взять оттуда то, что там ещё есть и что ещё не разграбили. Убеждаем, чтобы были какие-нибудь памятные знаки на месте того, чего уже нет. Это — память, конечно. Но это уже протез. Это, знаете, уже как хранить всю жизнь свой выпавший в детстве зуб.

Реконструкция, модернизация, преображение в 90% случаев это как раз и есть полное устранение духа времени. Современные реконструкторы и модернизаторы даже и не ставят такой задачи. Как раз наоборот происходит. Никто не скрывает, что придаёт старому новое содержание. Но это тоже было. Закрыть храм, устроить в нём планетарий, а на месте алтаря — туалет — это же было. Это ведь тоже модернизация и реконструкция. Чем отличается она от современных проектов? А устройство ресторана и борделя в старинных домах и усадьбах? Разве этого не происходит сейчас. Единственно возможным могло бы сохранение прежних функций памятника, но ведь так вопрос сейчас даже не стоит. Во всяком случае старый дух у нас не востребован.

Акция, задуманная венёвской администрацией и (читай находящимся на содержании) „блохером“ Роговым — есть позор нашей административной власти. Вместо того, чтобы заняться каждодневными заботами, венёвские чиновники затевают „кипеж“. Для чего? Только лишь для того, чтобы быстро и легко вновь „освоить“ приплывшие в Венёв деньги. Что такое Рогов? Почему он присвоил себе право говорить и писать от имени жителей Венёва (он москвич!). Почему он, столь явно демонстрируя своё полное невежество в истории и православии, так активно выступает во всех СМИ?

У нас не дают слово специалистам и краеведам, архитекторам и историкам, считая их псевдопрофессионалами и диванными критиками, но широко и легко позволяют людям, глубоко невежественным в своих познаниях, свободно выражать свои бредовые и экстремистские взгляды. И да, взглядами то, что пишет Рогов назвать никак нельзя. В данном случае — это акция гражданина Рогова — есть не что иное, как попытка общественной дискредитации кандидата от партии „Яблоко“ Елены Коноваловой, месть за её позицию», — написал он на своей странице в фейсбуке.