Екатерина Шульман: Закон должен быть прост, как табличка на столбе «Не влезай- убьёт»

Российские законы с каждым годом усложняются. Такие выводы сделал Институт государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ.

Эксперты рассчитали индекс для оценки сложности прочтения и сравнили законы с художественной литературой: «Анной Карениной» Льва Толстого, «Критикой чистого разума» Иммануила Канта, «Текстом» Дмитрия Глуховского, «Географ глобус пропил» Алексея Иванова, «Авиатором» Евгения Водолазкина.

Отмечается, что индекс сложности законов вырос с 1991 года с 30,8 до 40. У самого сложного закона индекс составляет 65, у «Критики чистого разума» — 48.

Индекс сложности у Конституции в нынешней редакции равен 24, после внесения поправок он вырастет до 26,2.

В исследовании отметили, что в современных российских законах мало глаголов (3,8%), а восприятие текста усложняют пассивные конструкции и многословность. По сравнению с 1991 годом законы стали в 2,5 раза длиннее, а статьи — в три раза.

Индекс синтаксической сложности нормативно-правовых актов был рассчитан по семи параметрам: доля глаголов от общего числа слов; отношение количества слов, зависимых от существительного, к количеству существительных; количество слов между двумя зависимыми словами; количество слов в одном абзаце; количество причастных оборотов на одно предложение; количество слов в одном предложении; количество предикативных ядер (подлежащее плюс сказуемое) в одном предложении.

Политолог, специалист по проблемам законотворчества, тулячка Екатерина Шульман в интервью «Коммерсанту» отметила, что проблема российских законов не столько в сложности, сколько в невнятности.

«В идеале закон должен быть прост, как табличка на столбе: „Не влезай — убьёт“. В нашем же случае применение законов зависит от воли судей, полицейских, налоговых инспекторов и других низовых исполнителей», — отметила она.

Новости