Фильм о бунте в деревне, снимавшийся под Тулой, откроет кинофестиваль «Восток&Запад»

12-18 сентября в Оренбурге пройдёт VIII Международный кинофестиваль «Восток&Запад. Классика и авангард».

Фестиваль откроется трагифарсом «Архипелаг» режиссёра Татьяны Воронецкой, съёмки которого проходили в Крапивне Щёкинского района Тульской области. В основу сценария был положен роман «ГенАцид» писателя, драматурга и режиссёра Всеволода Бенигсена.

По сюжету, в одной из деревень России по команде сверху решают провести эксперимент по внедрению национальной идеи. Суть её состоит в том, чтобы объединиться на почве любви к русской литературе, поэтому каждому из подопытных предписывается выучить по отрывку классического литературного текста. Однако неожиданное трагическое происшествие приводит к тому, что всё заканчивается бунтом и сжиганием книг.

Премьера фильма состоялась на XIII Международном кинофестивале «Кимера», который проходил с 22 по 27 июня 2015 года в городе Термоли на Адриатическом побережье Италии. «Архипелаг» получил приз зрительских симпатий и специальный приз жюри смотра.

«Мы соединяем, казалось бы, несовместимые вещи: литературные традиции с приметами времени — песнями Лепса и Стаса Михайлова, культовой фигурой Гарика Харламова в роли рассказчика и «Лебединым озером» Чайковского в качестве саундтрека к деревенской драке, потому что в современном искусстве все совместимо. В «Архипелаге» мне было очень важно показать узнаваемые современные типажи. Некоторые из них нашлись среди обычных жителей деревни Крапивна, где снимался фильм, а в роли Денчика в кино дебютировал украинский театральный режиссер и рок-музыкант Владимир Снегурченко. Очень типажный парень с бурлящим бунтарским характером.

Злоба – это то, что я в нас не приемлю, но очень хорошо понимаю. Она есть и у левых, и у правых, и все всегда просят крови противоположной стороны. Такая отличительная черта русского характера: вечно искать правых и виноватых, разделяться, забывая, что общество – это все мы вместе и есть. Это одна колода, в которой, как ни тасуй, окажутся все: и судьи, и врачи, и учителя, и творческая интеллигенция, и народ. Поэтому фильм «Архипелаг» — это такая матрица русской жизни.

По-моему, на нынешнем историческом этапе особенно важно найти ответ на вопрос: «Кто мы?». Нам очень не хватает осознанного подхода к самим себе, понимания ценности каждой человеческой жизни. Россия сейчас пребывает в состоянии тинейджерства, общество – такой подросток, жестокий и агрессивный по отношению к самому себе. Во всём царит юношеский максимализм и полная бескомпромиссность. Везде происходит бурление на разрыв с призывами найти виновного и уничтожить. Я, напротив, в сложившейся ситуации никого не обвиняю, а пытаюсь понять, почему в нас это возникает и так упорно живет. И ответ нахожу в том, что мы не живём осознанно, не стараемся постигнуть суть вещей, а огульно навешиваем на все ярлыки, рубим с плеча, как подростки.

Наш народ вообще всё время вынужден жить экстремально. Не хватает длительной передышки, чтобы что-то осознать и нарастить, привыкнуть, успокоиться. 1917 год и 20-е для России были очень сложными. Уничтожалась деревня с её укладом и всеми существовавшими представлениями. Затем мы сразу были брошены в 30-е годы, когда цвет нации был расстрелян или сослан в лагеря. Потом наступил 1941 год, дальше — 60-е – тоже в какой-то мере революционное время, когда весь предыдущий опыт начал пересматриваться. 1980-е стали переломными, мы потеряли СССР, и вроде бы пришла свобода, за которую мы боролись... А сейчас – во многом вновь возвращаемся в СССР. Страну постоянно лихорадит, и бессмысленно предъявлять претензии к народу или власти. Важно осознать, что всё происходящее вокруг мы творим своими руками и сами всё это должны расхлебывать. Перемены должны быть взвешенными и учитывать ценность и прелесть каждой человеческой жизни. Я очень верю в нарождающиеся молодые поколения, в будущее, сопряженное с великими литературными и православными традициями.

В «Архипелаге» происходит классическая ситуация, когда местная власть, чтобы выслужиться, решает пойти на опережение и «окультурить» архиповцев по вымышленному указу президента. Это путь не сущностного, а внешнего преобразования мира, который ни к чему хорошему никогда не приводит», — рассказала режиссёр картины в интервью «Агентству популярной информации».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

5 × 1 =