Питерская туристка отметила дороговизну сувениров и туалетов в тульских музеях

Обозреватель «Свободной прессы» Людмила Николаева проанализировала, почему, несмотря на призывы чиновников развивать отечественный туризм, он по-прежнему находится на низком уровне.

"Если что и поднимет с колен российскую экономику, так это туризм. Потому его нужно начинать активно развивать у нас везде, где только можно. В этом уверен и. о. главы профильного Федерального агентства Олег Сафонов. На днях он публично попытался обосновать данный свой тезис. Для начала Олег Петрович заметил, что «территория у нашей страны огромная». Чем несколько удивил: факт давно известный, никем вроде не оспаривается. И есть на этой территории, развивал он тему, «места без промышленных предприятий, которые учреждать там как нецелесообразно, так и невыгодно экономически». Что, в общем, тоже не новость. Хотя сказать, что таких мест (свободных от производства) в стране много, нельзя. В бурную эпоху построения социализма фабрики и заводы росли у нас как грибы после летнего дождя — где надо, и где не надо. Достаточно вспомнить Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат, вокруг которого за сорок с лишним лет его работы сломано было немало копий.

Другое дело, что многие производства за годы государственной «ломки» пришли в удручающее состояние, а то и вовсе закрылись, что привело к массовому переселению местного населения в более «хлебные» населённые пункты. А без местных, читай, обслуживающего персонала, что за туризм? Разве что дикий. Но, гнёт свою линию О. П. Сафонов, «туризм может развиваться практически везде, как в арктической зоне, так и на Дальнем Востоке, в Сибири, в центральных регионах, а про юг страны и говорить нечего». Именно в этом, по словам министерского чиновника, и заключается универсальность туристской сферы.

Не в том вопрос, где может развиваться туризм, не в его универсальности и влиянии на экономику. Прежде всего, конечно, региональную. А в том, почему он у нас, с нашим-то историко-культурным и природным богатством, до сих пор в полузачаточном состоянии. Чему верный показатель — низкий уровень сервиса. Об этом говорил на недавней пресс-конференции в Москве, посвящённой итогам летнего сезона-2015, генеральный директор Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) Валерий Фёдоров. Он привёл любопытные цифры. Из числа нескольких тысяч человек, опрошенных ВЦИОМ, 59%, взяв в этом году отпуск, провели его, не выезжая дальше дачи. Для сравнения: в 2014-м году дачный отдых выбрали 40% российских отпускников. В абсолютных цифрах это на 12 млн. человек больше прошлогоднего показателя.

«Люди выбирали дачу не от хорошей жизни, — прокомментировал Валерий Валерьевич полученные результаты. — Выбор был сделан скорее вынужденно: отдых за рубежом оказался для многих недоступным из-за резкой девальвации рубля. И на российских курортах цены „кусаются“, при этом сервис значительно отстает от европейского уровня».

Наш печально знаменитый ненавязчивый сервис способен надолго отбить охоту у отечественных любителей путешествий проводить отпуск в своей стране. Одна моя питерская знакомая, заядлая туристка, в советские годы не побывавшая разве что в Арктике, в августе ездила в Тулу, откуда родом её предки. В Туле музеи на каждом шагу и во всех большие очереди у касс. «Выстоишь, заплатишь за вход, потом доплатишь за туалет, затем не одну сотню выложить за коротенькую, очень беглую, экскурсию, — рассказывала она мне потом. — После чего, приценившись к сувенирам, от таковых предпочитала отказываться — и недёшево, и просто неинтересные».

Но музеи, экскурсоводы — это пустяки, по сравнению, например, с гостиничным сервисом. Что на севере, в красавице Карелии, что на юге, он далёк даже от скромных стандартов советских времен. Цены при этом вполне европейские. Скажем, в Анапе и Геленджике, надеясь на значительный приток туристов, резко повысили стоимость всего и вся — номеров в гостиницах, продуктов, топчанов и зонтов на пляжах, и т. д. С чего бы вдруг? Да просто в прошлом году из-за проблем на Керченской переправе, часть потенциального «крымского» потока повернула к ним. Решили, так будет и нынче. И — обманулись. Точнее, обманули сами себя. Переправа на Крымский полуостров и обратно была налажена в 2015-м вполне достойно, и оснований «изменить курс» у туристов не возникло.

К слову, туристские перевозки — ещё один камень преткновения в развитии «хлебной» отрасли. Большинство маршрутов сконцентрировано вокруг Москвы и Петербурга. Дальше — в лучшем случае «неразвитость» транспортного сообщения. В худшем — полное его отсутствие. Как на севере Карелии, где вместо дорог одни направления, и везти по ним местные водители не соглашаются ни за какие деньги, так и в Крыму. Понятно, за те полтора года, что прошли после возвращения полуострова в состав России, просто не успеть везде поспеть. В смысле, привести в порядок. Но с дорог-то обычно начинают..." — пишет издание.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

1 × четыре =