Эксперт считает, что платные парковки могут привести к росту безработицы

Аналитик «Русской планеты» Александр Запольскис считает, что российская экономика сегодня развивается по нелогичному пути, обнажая застарелые противоречия государства и бизнеса.

В качестве примера он привёл ситуацию с внедрением платных парковок в Москве.

«Состоявшийся в середине октября в Москве 7-й ежегодный инвестиционный форум „ВТБ Капитал“ „Россия зовет!“, на первый взгляд, продемонстрировал традиционное противостояние между государством и бизнесом. При безусловной положительности заявленных тем — „долгосрочное планирование, создание условий экономического развития, использование новых возможностей“ — в конечном счете всё вылилось в традиционные сокрушения насчёт опасности девальвационного сценария, тяжести высоких налоговых ставок и отсутствия роста экономики в целом.

Налицо застарелый конфликт между частным и общественным, причем формально обе стороны понять несложно. Для разработки и реализации долгосрочных стратегий бизнесу необходимы стабильные правила игры. Быстро, всего за считанные месяцы, можно организовать только спекулятивную перепродажу, а вот построить и окупить в те же сроки, скажем, завод или электростанцию уже нельзя. В свою очередь, обеспечение социальных гарантий, которое является главной задачей любого государства, требует денег, взять которые можно только через налоги и пошлины. А чрезмерный уклон бизнеса в частнособственнические интересы объём налоговых поступлений сокращает.

Впрочем, таким противостояние выглядит лишь на первый, самый поверхностный взгляд. Истинная проблема находится глубже. У моего институтского преподавателя по высшей математике была любимая поговорка: для примера давайте представим себе что-нибудь простое, скажем, пятимерное пространство. После чего он начинал писать длинное уравнение с множеством переменных, занимавшее всю доску в аудитории в несколько строк. Так вот, нынешняя реальная экономика представляет собой нечто похожее. Причем мало кто может сходу понять в нем все прямые и обратные связи значащих факторов.

В качестве примера можно взять ситуацию с транспортом в Москве. По деньгам это один из самых больших автомобильных рынков страны. За I квартал 2014 года в Москве было продано 87,9 тыс. легковых машин, а в Кировской и Тульской областях за тот же период — только 3,8 и 6,4 тыс. соответственно. Продажи машин — это сбыт для автомобильных заводов, то есть работа для десятков тысяч человек, плюс ещё сотни тысяч в сопутствующих сегментах: от сервисов до автомагазинов, от автотюнинговых ателье до автошкол. С одной стороны, этот рынок следовало бы развивать дальше. Рост продаж только на 10% в Москве что в деньгах, что в единицах проданных машин значительно превышает ёмкость многих регионов и вносит заметный вклад в экономику страны.

Но в то же время увеличение автопарка города уже упирается в конечность пропускной способности дорожной сети и проблему пробок. Создание разного рода запретов на эксплуатацию машин — например, через введение платных въездов в определённые районы города и превращение бесплатных парковок в платные — теоретически пробкам противодействует, но вместе с этим снижает продажи самих автомобилей, а значит, сокращает сбыт и оставляет без работы множество людей. Кроме того, затруднение использования личного автотранспорта оборачивается необходимостью расширять альтернативные варианты, например развивать метро, что также является делом дорогостоящим, финансы на которое есть не всегда. Обсчёт наиболее рациональной стратегии с учётом всех этих факторов — типичные вычисления в пятимерном пространстве», — отмечает он.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

3 × три =