Глава узловского «Пластика»: Российский автопром восстановится не раньше 2018 года

Глава узловского «Пластика» Анна Даутова рассказала в интервью информационно-аналитическому центру «Рупек» о развитии компании в период кризиса.

«На сегодняшний день в активы группы входят завод „Пластик“, мощность которого по стиролу достигает 60 тысяч тонн в год, по полистиролу – 11 тысяч тонн. В составе предприятия действует производство АБС-пластиков мощностью 23 тысячи тонн. Порядка 6-8 тысяч тонн пластиков в год мы можем перерабатывать в собственном цехе. Кроме того, группа включает в себя индустриальный парк „Узловая“ и Узловский завод строительных конструкций (УЗСК), который специализируется на выпуске теплоизоляции и несъёмной опалубки из пенополистирола. Он потребляет до 2 тысяс тонн полистирола (ПСВ) в год.

Если говорить про продукцию переработки полистирола, то она больше ориентирована на застройщиков. Однако сейчас мы стараемся напрямую выходить на наших клиентов из сектора малоэтажного строительства и частного домостроения. Сравнивая с другими рынками строительного сегмента, можно сказать, что рынок частного потребителя пока ещё растет. Вместе с тем перед нами поставлена задача – до 60% производимого полистирола направлять на собственную переработку. Это стратегическая задача, выполнять которую нужно планомерно, понимая, что делать резкие скачки в ущерб текущим клиентам в сегменте ПСВ было бы неправильным.

Весь полистирол, который мы не перерабатываем, поставляем на рынок. Большинство наших клиентов расположено в России и Белоруссии. Ведутся поставки в Казахстан. Что касается экспорта в страны дальнего зарубежья, мы следим за ценами на внешних рынках, но не ставим это направление в приоритет. И все же первое, на что мы смотрим как российский поставщик, – это местный рынок и его потребности.

Несмотря на общее сжатие рынка полистирола, наши продажи держатся на запланированном уровне. Мощности „Пластика“ позволяют производить 11 тысяч тонн полистирола в год при общей ёмкости рынка от 140 до 170 тысяч тонн (в зависимости от года), т. е. на нас приходится менее 10% от рынка. Каким бы сильным не было сжатие, на „Пластике“ оно отразится слабо. Большие объёмы реализации приходятся, собственно, на Тульскую область, где расположено наше производство. К примеру, на прошлой неделе мы завершили пусконаладочные работы на линии новых блок-форм товарного пенополистирола. Сейчас спрос на данную продукцию превышает наши мощности. Если анализировать статистику выполненных строительных работ, то она вполне коррелирует с нашими показателями продаж. В целом по России объемы строительных работ сократились на 7,7%. В Москве наблюдается стагнация, а Тульская область показывает 8%-й рост.

С некоторой иронией можно констатировать, что государство уже прекрасно простимулировало использование теплоизоляционных материалов, подняв цены на электроэнергию и услуги ЖКХ. Теплоизоляция сейчас – это скорее необходимость. А если говорить серьёзно, то идет разработка двух стратегий, которые касаются индустрии строительных материалов, на базе Минстроя и Минпромторга России. В разработке каждой из них мы стараемся принимать активное участие через экспертные советы, чтобы донести позицию промышленного сектора.

За восемь месяцев работы в 2015 году мы увеличили продажи АБС в натуральном выражении на 30% и достигли доли рынка в 27%. Порядка 42% от продаж пришлось на новые марки, которые были запущены в производство в течение последних полутора лет. Мы смогли войти в новые для нас сегменты потребления: электронику, бытовую технику. Исторически „Пластик“ был ориентирован на автопром. Порядка 10 лет предприятие работало только на автомобильный рынок, слабо реагируя на запросы, к примеру, производителей бытовой техники. Мы потратили почти год на выстраивание диалога с производителями электроники и бытовой техники в России и зарубежье, проводили длительные испытания, разрабатывали новые марки. И теперь результат наших усилий виден по нашим продажам.

Возвращаясь к нашим продажам, могу сказать, что спрос на марки АБС для автопрома упал на 40-50%. И это цифры только за первое полугодие. При этом общий показатель продаж вырос: мы смогли заместить выпавшие объёмы и нарастить присутствие в других секторах потребления как за счёт экструзионных, так и литьевых марок. Насколько мне известно, КАМАЗ в перспективе до 2020 года планирует утроить потребление АБС-пластиков (в килограммах на единицу техники). И сейчас они ищут новые марки, которые бы удовлетворяли их возрастающим запросам. Мы находимся в постоянном диалоге с нашими потребителями как из литьевого, так и экструзионного сегмента.

Мы находимся в постоянном диалоге с автопроизводителями, процедура омологации наших марок уже началась. Весь процесс может занять от половины года до полутора лет. Важно понимать, что объёмы потребления АБС-пластиков у локализованных в России предприятий небольшие, поэтому эту работу мы проводим с прицелом на глобальных поставщиков автокомпонентов. Например, в Восточной Европе требуются альтернативные поставщики АБС. И мы проводим такую работу. Но первоочередной задачей для нас является обеспечение внутреннего рынка, который даже при сжатии будет оставаться в пределах 45 тысяч тонн.

Если будет расти спрос на АБС на внутреннем рынке, появятся потребители в Восточной Европе, увеличится потребление в Беларуси и Казахстане, можно будет приступать к модернизации действующих мощностей. Возможно, в течение трёх-пяти лет будет запущена ещё одна производственная нитка АБС, после можно будет говорить о строительстве нового завода мощностью 50-80 тысяч тонн.

Машиностроение сейчас начинает активнее развиваться. Большие инвестиции в последние годы направлены в оборонно-промышленный комплекс и гособоронзаказ. Мы планируем работать с клиентами из данных сфер. Минпромторг со своей стороны оказывает нам поддержку, содействуя замещению импортной продукции.

Международный рынок остается очень сегментированным. В Азии развитие получили в основном марки для производства компонентов бытовой техники и электроники. В Европе основным потребителем АБС остается автомобилестроение, ввиду этого Германия является крупнейшим по емкости рынком АБС-пластиков в Евросоюзе. В Венгрии, к примеру, почти половина спроса приходится на производство детских конструкторов Lego. В Северной Америке потребление подразделяется примерно на три равных сегмента: бытовая техника, автопром и трубы. Совокупная ёкость мирового рынка АБС-пластиков достигает 8 млн тонн.

Я думаю, что российский автопром сможет восстановиться не ранее 2018 года. Способствовать этому будут программы поддержки производителей автомобилей и автокомпонентов, которые действуют уже сейчас. Радует и тот факт, что „за стенкой“ узловского „Пластика“ строится завод китайского автопроизводителя Great Wall», — рассказала она.

Новости