Журнал «ProЦирк» сообщил о нарушениях при реконструкции цирка в Иваново

Журнал «ProЦирк» раскритиковал новых руководителей российских цирков, поставленных на должность «по признаку преданности».

«Руководят новые люди в филиалах, недавно назначенные руководством компании „Росгосцирк“ по признаку преданности и при этом совершенно не владеющие спецификой цирка и крайне далекие от неё», — отмечает автор материала Ирина Гутник.

Напомним, Тульский цирк, который скоро откроется после реконструкции, в 2015 году возглавил депутат областной Думы Александр Рем.

Как говорится в материале, Ивановский цирк 30 октября открылся с многочисленными недоделками и нарушениями.

«Изначально открытие Ивановского цирка планировалось на конец декабря 2014 года. Знавшие состояние цирка в этом сомневались и не зря. Потом дату открытия переносили ещё 2 раза. По суматохе, царившей поздним вечером накануне приезда высоких гостей было понятно, что уложились и в эти сроки с большим усилием и с немалым количеством недоделок. В новенькой конюшне после ремонта не оказалось шорной, так что складывать упряжь, реквизит, подручные средства по уходу за лошадьми негде. Впрочем, это мелочи, по сравнению с тем, что строители не сделали нормального крана, из которого можно наполнить поилки для животных.

Откос был рассчитан неправильно, желоба для стока отсутствуют, из-за недостаточного диаметра дренажной (сливной) трубы перед входом в конюшню образуется лужа. Мыть лошадей, как выяснилось, не предусмотрено проектом. Рамки в стойлах – ещё одна головная боль для дрессировщика и лошадей. Они сделаны из металлического уголка и травмируют лошадь, если та вдруг резко поднимет голову. Слонов в слоновнике, как и лошадей в конюшне, мыть тоже никто не предполагал. На полу кафельная плитка, какой забавой для слонов станет возможность оторвать её. Кстати, все воздуховоды с их шурупами и вентилями тоже заинтересуют слонов.

В цирке есть новенький репетиционный манеж. Это правда, манеж есть. Но репетировать в нем смогут не все желающие, потому что вход в репетиционный манеж ограничен обычной, стандартной дверью, вернее тремя стандартными дверьми, две из которых на первом этаже, а одна на втором. Пройти в эти двери с реквизитом получится не у всех. Дрессировщики с животными вряд ли туда попадут. Можно было бы порадоваться за гимнастов и акробатов, но не тут то было: вокруг репетиционного манежа лежит всё та же замечательная плитка, что и в слоновнике, и в коридоре, ведущем в этот манеж. Может в части уборки и для показа министру это подходящее покрытие, но по части удобства и безопасности артистов (что, согласитесь, гораздо важнее) точно нет!

До гримёрок я в тот вечер не дошла. Но со слов артистов поняла, что ни удобством, ни обстановкой они порадовать особо не могут, полноценно отдохнуть в гримёрке не получится. А жаль, ведь, до ремонта общежития еще далеко. Это общежитие добавило тоски, потому что такого убожества я представить себе не могла! Отсутствие кухни, грибок и мох на стенах, не работающие водопроводные краны и сливы, осыпающаяся штукатурка, доска, подпирающая подоконник, чтоб не рухнул... Одному Богу известно как в таких условиях можно не только жить, но ещё и работать с риском для жизни. Общежитие, оказывается, относится к жилому фонду, поэтому ремонтировать его одновременно с цирком было нельзя из-за юридических формальностей.

Министру (Владимиру Мединскому) не показали эту неприглядную изнанку циркового быта. Не знаю хорошо это или плохо. Но спустя несколько дней СМИ рассказали: оказывается, министр весьма заинтересован в том, чтоб в цирке начали как можно скорее показывать кино. Как и чем аукнется выполнение этого решения министра культуры вряд ли кто-то считал и хоть как-то обосновал. В Ивановском цирке, по моим наблюдениям, для организации „большого кинозала“ сегодня нет никаких возможностей, ну разве что в слоновнике. А сама идея показа кинофильмов во всех федеральных цирках представляется несуразной и нелепой демагогией. Как и где должен будет устанавливаться проектор? При условии, что все цирки разные, единого решения быть не может. Для качественного звука современных кинозалов круглое помещение цирка категорически не подходит.

Специалистами уже давно просчитано, что показ кино в цирках – затея нерентабельная. И если слоновник не подойдёт для этой цели, значит, снова будут выделены деньги в очередной проект, перепрофилирование, приобретение оборудования и прочее и прочее... Вот только непонятно ЗАЧЕМ вся эта канитель и ЧТО БУДЕТ С ЦИРКОМ? Жаль, что никто не напомнил министру, что кинотеатров по стране построено немало, а заполнены они не все и далеко не всегда. А для цирка ущерб вполне очевиден хотя бы в том, что времени для репетиций у артистов будет значительно меньше, ведь не по ночам же будут крутить детские и семейные фильмы в цирках. Наверное и в Туле, где в конце года также запланировано открытие цирка после реконструкции, не хватает кинотеатров? Опять вопросов больше, чем ответов.

Но вернемся к открытию цирка. Перед началом спектакля, стоя в центре манежа, почетные гости – министр культуры РФ В. Мединский, губернатор Ивановской области П. Коньков, генеральный директор Росгосцирка В. Гаглоев и Народный артист СССР И. Кобзон поздравляли зрителей. Высокие гости исполнили песню «Надежда». Этот квартет вместе во всеми слушали люди в инвалидных креслах, находившиеся в боковых проходах, и стоявшие позади них сопровождавшие-помощники (некоторые простояли так до окончания спектакля). Если помните, в начале я привела цитату из пресс-релиза о том, что цирк адаптировали для людей с ограниченными возможностями. Во-первых, не уверена, что это является чем-то выдающимся, особенно при проведении реконструкции – сегодня это скорее требование времени. Во-вторых, после реконструкции Ивановскому цирку в этом плане похвастаться нечем. Места в зрительном зале для людей в инвалидных колясках не предусмотрены.

После премьеры я поговорила со студентом-волонтёром, сопровождавшим женщину в инвалидном кресле. Вот что он рассказал: „Нам говорили что инвалидам будет комфортно в цирке, что убрали первые ряды для удобного размещения инвалидов-колясочников. Но на деле оказалось все иначе – возможно первые ряды и были убраны, но размещать наших подопечных было крайне неудобно. Я уже не говорю о том, что часть сопровождающих разместили в другом месте...“ К слову, и в зрительном зале не все новые кресла достаточно комфортные. Не знаю, из-за „дополнительного проектирования“ или из-за спешки, но часть зрительских кресел совершенно не пригодна для двухчасового просмотра спектакля – расстояние между рядами не везде соблюдено и колени упираются в спинку переднего ряда, у части кресел наклон спинки явно не соответствует норме. Так что для людей в кассе, приобретение комфортных мест может стать лотереей – ведь эти места расположены в разных частях зрительного зала.

Руководил реконструкцией заслуженный работник культуры РФ директор Ивановского цирка Николай Николаевич Наумов, человек, отдавший цирку более 40 лет. Уверена, что он многое хотел и мог бы сделать иначе. Но от него в этой реконструкции мало что зависело. И мне даже думать не хочется о том, каким будет результат реконструкции в других цирках, которыми руководят новые люди в филиалах, недавно назначенные руководством компании по признаку преданности и при этом совершенно не владеющие спецификой цирка и крайне далекие от неё.

То, что выдают за реконструкцию Ивановского цирка, на мой взгляд, ею на самом деле не является. Да и оценивать то, что сделано в Иваново, рановато – настоящий результат можно будет увидеть через год-полтора. Ведь после ремонта в Курском цирке в кабинете директора появилась сквозная трещина на улицу, в Сочинском цирке, отремонтированном накануне Олимпиады-2014, течёт крыша, грибок на стенах и потолке, и скорее всего, если взглянуть более пристально, обнаружатся и другие проблемы. В Росгосцирке, на мой взгляд и к моему сожалению, создалась сложная ситуация – цинизм и лицемерие стали нормой, зло выдаётся за добро, чёрное за белое, ложь и подтасовки стали рядовым явлением на всех уровнях, лояльность к происходящему является главным условием для достижения успеха. И мне кажется, что такая обстановка малопригодна для полноценной творческой жизни. Руководство в министерстве культуры говорить всерьез о развитии циркового искусства не может, потому что ничего о цирке не знает. Как будет развиваться цирковое искусство? Вопрос вполне конкретный, решать который надо не столько в министерстве, сколько на профессиональном уровне. И для его решения нужны не менеджеры из бывших управленцев Центрального административного округа Москвы, а профессионалы, знающие и понимающие цирк и его законы», — резюмирует автор.

Новости