Дюмина назвали «варягом в квадрате»

Руководитель Центра политико-географических исследований Николай Петров считает, что врио губернатора Тульской области Алексею Дюмину будет сложно проводить в регионе политику Кремля и в то же время взаимодействовать с местными элитами.

«Российская власть решила усиливавшуюся с конца 2011 года проблему своей легитимности, перейдя от демократической (электоральной) легитимности к военно-вождистской. Теперь Кремль заинтересован не столько в количестве голосов и высокой явке избирателей, сколько в тихих и спокойных выборах. Более того, системе, основанной на легитимности одного человека, принципиально не нужны другие самостоятельные акторы, будь то Дума или губернаторы.

Кремль попытался максимально разгрузить предстоящий день голосования от губернаторских выборов, и в сентябре, с учетом Тульской области, предстоят лишь пять губернаторских кампаний плюс кампании по выборам в ЗС почти в половине субъектов (38 регионов). До настоящего времени, заменяя губернаторов, власть практиковала «варяжскую модель» — и на Сахалине, и в Коми, и в Тульской области пришли люди со стороны. В последнем случае это особенно важно, поскольку пришедшего из ФСО через Минобороны Алексея Дюмина можно считать „варягом“ в квадрате — и по месту прописки, и по корпоративной принадлежности. Доверенные люди на местах сегодня оказываются нужнее, чем даже в Минобороны.

Впрочем, „варяжская модель“, вполне работавшая в условиях сытного и мирного времени, может начать давать серьёзные сбои в ситуации кризиса: чем более управляем из Кремля губернатор, тем менее управляема из губернаторского офиса региональная элита. Мало того, первые с 2003 года выборы по одномандатным округам неизбежно усиливают конфликты как между центром и регионами, так и внутри региональных элит. Когда губернаторы избирались на конкурентных выборах, они выступали консолидаторами и выразителями интересов региональных элит в центре. Но большинство из них с того времени сменилось: у них больше нет опыта участия в конкурентных выборах, и они в меньшей степени способны контролировать отдельные кланы в региональной элите.

Новацией нынешних думских выборов являются масштабные майские праймериз „Единой России“. Они должны включить все готовые на сотрудничество силы оппозиции, сбросить пар, а также сыграют роль полноценного первого этапа выборов, они могут оказаться более похожими на конкурентные выборы, чем итоговое голосование в сентябре.

Оба этапа обещают быть проблемными. На первом этапе с кульминацией в мае будет осуществляться селекция кандидатов с серьёзными элитными конфликтами — как на региональном уровне, так и между регионами и центром. На летнем этапе собственно избирательной кампании власть в целом, включая губернаторов, оказывается естественной мишенью.

Губернаторы неизбежно оказываются между молотом и наковальней. С одной стороны, налицо растущий дефицит денег в бюджете, с другой — понятная установка на массовое неухудшение ситуации, по крайней мере до сентября. Впрочем, по ряду направлений ухудшение уже очень заметно: растущие тарифы ЖКХ, невыплаты зарплат, усиление давления на малый и средний бизнес и пр. К этому можно добавить сжатие рынка труда и сокращение рабочих мест в крупнейших центрах, в первую очередь для вахтовиков из депрессивных регионов, которые уже сейчас вынуждены возвращаться к себе домой из Москвы, Санкт-Петербурга и других крупнейших городов.

Всё меньше остаётся средств и на покупку лояльности элит. Вместо прежних кнута и пряника остаются кнут и отсутствие кнута (например, смягчение требований по майским указам). Неслучайно появление законопроекта о чрезмерных тратах региональных глав на пиар-имидж, а также соответствующих рейтингов ОНФ. Ставка на перекладывание на регионы ответственности за нарастающие проблемы в социальной сфере была заметна и на пресс-конференции Владимира Путина, и в недавнем выступлении Дмитрия Медведева на XV съезде „Единой России“.

Таким образом, можно ожидать и сознательной инициативной игры сильных губернаторов против центра, а также сильных региональных элит против губернаторов — ставленников центра. Неизбежно усиление существующих и проявление новых конфликтов внутри региональной элиты, бывших до сих пор латентными. Во всех конфликтах усилится роль силовиков — более влиятельных сегодня, голодных и меньше сдерживаемых из Москвы.

Затяжное и, по всей видимости, долговременное падение сырьевых цен — это не только сокращение доходов бюджета со всеми вытекающими последствиями для социальных программ и для граждан, это еще и мина замедленного действия под новую легитимность. Власть и право не могут бесконфликтно распределяться сверху вниз при том, что финансовые ресурсы в несырьевой экономике распределяются снизу вверх. Новая легитимность, таким образом, входит в противоречие с меняющейся политэкономической базой режима, что чревато ещё большими конфликтами», — рассказал он «РБК».​

Новости