Глава Совета СПЧ: Господдержка СМИ в России уходит в основном на пиар губернаторов

Грантовая поддержка региональных и муниципальных СМИ используется только в 12 регионах страны, этот вид поддержки составляет только 5% от общего объёма средств, сообщил глава президентского Совета по правам человека (СПЧ) Михаил Федотов на вчерашнем заседании по теме совершенствования механизмов поддержки региональных и местных СМИ.

«По типам государственной поддержки мы видим, что наибольшую популярность имеют два типа поддержки — целевые субсидии и государственные закупки по 44-му закону. Только в четырёх регионах — Владимирской, Орловской, Воронежской областях и Башкортостане — имели место взносы в уставной капитал средств массовой информации государственных. И только в 12 регионах используется такой уже хорошо проверенный, хорошо зарекомендовавший себя тип поддержки, как гранты», — подчеркнул Федотов.

При этом весь объём средств распределяется следующим образом: госзакупки — 42%, целевые субсидии — 24%, гранты — всего 5%, добавил он. Средства, по словам главы Совета, на это уходят достаточно серьёзные: 14 миллиардов — на госзакупки, 10 миллиардов фактически на целевые субсидии.

«На что же тратятся эти деньги: на информационное сопровождение органов власти, на финансирование освещения важных для региона тем, событий. А мы с вами понимаем, что на практике это выражается в том, что пресса рассказывает о том, что делает губернатор: вот он разрезает ленточку здесь, вот он встречается с тем. На самом деле получается самопиар губернатора, о чем как раз говорилось и представителями Общероссийского народного фронта и главой государства», — отметил Федотов.

По данным, полученным СПЧ, СМИ с государственным участием получают 66% всех средств, СМИ без государственного участия — только 21%, и только 13% — СМИ с муниципальным участием.

«Это связано, насколько я понимаю, с тем, что сейчас во многих регионах образованы региональные холдинги, которые включили в себя районные средства массовой информации, таким образом здесь роль муниципальная снижается», — пояснил глава Совета.

Что касается видов СМИ, большая часть средств идёт на финансирование местного и регионального телевидения, а также на региональные выпуски федеральных телеканалов (более 60%), а на печатную прессу — всего 25%, сообщил он.

Существует и традиционные внебюджетные источники дохода: полиграфическая и издательская деятельность, продажа канцтоваров, реклама, публикация объявлений, премии и конкурсы по журналистике, привлечение спонсорской помощи. В некоторых субъектах, отметил глава СПЧ, действительно существуют региональные льготы, например, освобождение от уплаты налога на имущество (Ростовская область и Ямало-Ненецкий округ), возмещение части затрат на производство продукции (Воронежская и Ростовская области), льготы по аренде помещений (Владимирская область), льготы на услуги доставки (Ставропольский край), пишут РИА «Новости».

Новости