Туляк снял фильм на основе событий на Манежной площади (видео)

Уроженец Тульской области режиссёр Эдуард Бордуков снял молодёжную драму «Коробка» о проявлении национализма в футбольной среде. Идея для сюжета родилась у него после событий на Манежной площади.

11 декабря 2010 года в Москве на Манежной площади собрались около 10 тысяч человек на митинг, посвящённый памяти болельщика «Спартака» Егора Свиридова. Молодой человек погиб в ходе нападения группы выходцев с Северного Кавказа на компанию футбольных фанатов 6 декабря 2010 года. Митинг перерос в столкновения с милицией, пострадали более 10 человек, несколько десятков фанатов были задержаны. После беспорядков произошла серия массовых митингов и уличных столкновений коренных жителей с выходцами из кавказских республик в городах России.

«Я родился в маленьком промышленном городе Тульской области. Рос хулиганистым парнем, дрался, обожал гонять мяч. Для того чтобы профессионально расти, мне необходимо было переезжать в Москву, но у родителей не хватало денег. Как-то принял участие в районных соревнованиях по бегу и обошёл всех ребят-легкоатлетов. Попробовал заниматься в детско-юношеской школе, но через пару месяцев бросил. А когда учился в одиннадцатом классе, ко мне подошёл тренер и серьёзно сказал, что спортивная карьера — мой единственный шанс выбраться и чего-то добиться в жизни. Я начал тренироваться, удачно выступил на соревнованиях, попал в ЦСКА. Стал мастером спорта международного класса, брал призы на чемпионатах России, выходил в финал европейских кубков.

Сюжет картины родился за пару часов — вскоре после событий на Манежной площади. СМИ две недели обсуждали вспыхнувшие беспорядки, однажды я услышал, как на радио позвонили несколько слушателей и рассказали, что их спортплощадки оккупировали приезжие — тусуются дни напролет, местные обходят их стороной. Я сам играю в дворовый футбол и понимаю, что у молодёжи отношение к этой проблеме иное, чем у старшего поколения. Есть места, где она решается мирно, а где-то разгораются конфликты. И я, посещая сборы в кавказских республиках, сталкивался с проявлениями местного национализма — нас „встречали“ и прессовали по полной программе. Всё это есть в любой стране, от этого не уйдёшь.

Главная ответственность лежит на власти, её прямая задача — поддерживать мирное сосуществование народов, не ущемляя прав одних за счёт других. Любая эскалация конфликтов на национальной почве неминуемо приводит к гражданской войне. Но нельзя уповать только на добрую волю чиновников, каждый человек должен самостоятельно решать свои проблемы. И мой герой Костя это понимает — в конце концов, он сам заварил кашу, предложив сыграть на коробку...

Уличная политика — вещь довольно иллюзорная. Гораздо важнее то, что происходит в каждой семье. Разговоры на злободневные темы накаляют атмосферу, приводят к конфликтам. Главный пункт дискуссий: кто виноват во всех проблемах — власть или мы? Кивать на чиновников, видеть лишь в них корень бед, обособляться, опускать руки, копить раздражение — неправильно! Нельзя закрываться от мира: мы живём отдельно, не трогайте нас. Необходимо делать общее дело — строить что-нибудь, да хоть коробку во дворе.

Я специально уходил от чёрных красок, у ребят нет никакой скинхедовской символики — это дворовые качки, любители подраться, но с чётким представлением о справедливости, желанием постоять за своих. В конце концов, плюнув, они покидают коробку. Когда снимали финальную сцену, я около часа говорил с лидером националистов Гвоздём, это реальный парень из околофутбольной тусовки. Он никак не мог понять: почему мы должны оставить площадку приезжим? Мы что, испугались? Нет, — объяснял я, — просто не решились поднять руку на болельщиков, отцов и дедов. Мужская сплочённость вокруг идеалов справедливости — здоровая вещь. Не случайно в любом цивилизованном государстве есть армия, полиция, спортивные клубы, общества рыболовов и охотников, скауты, пионеры. Когда людей объединяет чувство любви к родной земле и ответственности за её судьбу — это прекрасно. Межнациональный мир возможен, хотя путь к нему может быть и непрост — об этом наш фильм. Проблема не в форме носа, а в расслоении общества и несправедливости, от которой морально страдает каждый человек.

Сейчас я пишу сценарий молодёжного триллера об агрессии и насилии в школьной среде. Ребята по глупости совершают мерзкий поступок, спустя несколько лет униженный товарищ начинает мстить обидчикам. Настоящая проблема в том, что родители замяли грех детей... И герой решил: ах, вы все не желаете жить по закону, тогда я вам устрою террор! В России часто героизируют народных мстителей, это опасно — тот, кто воюет с драконами, сам становится чудовищем,» — рассказал он в интервью газете «Культура».

Предыдущий фильм Эдуарда Бордукова «Арена» был показан на кинофестивале в Каннах.

Новости