Экономист: Пора перестать одной рукой создавать проблемы, а другой — пытаться исправить

Директор Института актуальной экономики Никита Исаев проанализировал ситуацию в российской экономике, отметив, что ежегодно возникают одни и те же проблемы, которые в корне не решаются.

"Есть вещи, которые не меняются из года в год, что бы ни происходило. Например — жалобы граждан на просроченную заработную плату. Все прекрасно понимают, что это вовсе не единичные случаи, озвученные во время «прямой линии» президента. Каждый год люди обращаются, каждый год проводятся проверки, а воз и ныне там. Меняется только актуальная повестка — в прошлом году жаловались строители космодрома «Восточный», спустя год тема ушла от космоса к более насущным вопросам — продуктам питания, и в «прямую линию» вывели рабочих курильского рыбокомбината.

Как всегда, словно по взмаху волшебной палочки, после этого всё оживает: тут же заводятся дела по факту нечеловеческих условий труда и невыплаты зарплаты, в регион вылетают чиновники всех мастей и наблюдается прочая бурная деятельность. Похожее было и с ОМОНом в «цыганском» районе в Тульской области. Смотришь на это диво дивное и кажется, вот-вот «Россия вспрянет ото сна»... Но также как отряд ОМОНовцев не налетается по всей стране наводя везде порядок, так и чиновники не смогут лично посетить каждое своё территориальное подразделение и предприятие.

«Новая реальность» делает своё дело: задолженность заработной платы неуклонно растёт. По данным Росстата на 1 апреля, просроченная задолженность работодателей перед сотрудниками выросла на 35,4% за всего лишь 1 месяц до 4,47 млрд рублей! Рекордное значение, причем это цифры без учета сектора малого бизнеса, наиболее чувствительного к сокращению оборотов. Такой резкий скачок можно было бы списать на сезонный фактор и многое другое, но ведь есть статистика и за предыдущие периоды, из которой видно, что нынешнее значение отнюдь не выбивается из общего тренда. Здесь скорее март «выбился» с относительно небольшими показателями в 3,2 млрд рублей. Год назад, на 1 апреля 2015 года, общая задолженность была меньше 3 млрд рублей, а по состоянию на 1 января 2015 так и вообще чуть больше 2 млрд рублей. Разница колоссальная.

По данным Росстата, 98,5% от всей задолженности приходится на отсутствие собственных средств у организаций, остальное — задержка получения денежных средств из бюджетов всех уровней. И где, спрашивается, доступные кредиты для бизнеса, которые могли бы вернуть работоспособность предприятиям и помочь выплатить задолженность по зарплатам? Одно дело, когда государство не хочет помогать предпринимателям, считая, что это их личные проблемы, и совсем другое дело, когда речь идёт о многих тысячах рядовых сотрудников.

Так что 6 млн задолженности нашумевшего рыбокомбината «Островной» — капля в море в почти 4,5 млрд общей задолженности. Один выезд, другой — решаются только локальные проблемы, о которых стало известно всем, да и то не всегда. Похожая шумиха была в прошлом году относительно Тихоокеанской мостостроительной компании, работавшей над космодромом «Восточный» и задолжавшей 117 млн рублей своим сотрудникам. Решение ситуации было предложено конкурсным управляющим ТМК — он обращался к властям Приморского края с предложением выдать займ для погашения зарплаты. Но прошёл год, а зарплаты все нет. Люди пытаются мирным путем привлечь к себе внимание. А что в результате? В результате — изолятор временного содержания местного отделения полиции аккурат во время запланированного.

После обращений к президенту все действия чиновников направлены на ликвидацию последствий возникновения задолженности, но никак не на устранение причины. А причина всё та же — зависимость экономики от сырья. Все успешные, экономически развитые страны строят свою экономику на высокотехнологичной промышленности, на производстве товаров с высокой добавленной стоимостью. Вот и нам надо принимать срочные меры по реструктуризации отечественной экономики, начиная с сокращения неэффективных расходов и улучшения инвестклимата, чтобы потом не возникал вопрос «где взять деньги?», и переходить к поддержке и развитию науки, инновационной промышленности, отказу от крупных, неповоротливых и неэффективных госкорпораций, разработкам долгосрочных планов с четкими и ясными целями и, конечно же, жесткому контролю за выполнением программ.

Пока же, увы, этого нет. А есть вот такое эффективное «импортозамещение»: большая часть задолженности, а это 35%, приходится на обрабатывающие предприятия — нашу надежду на светлое будущее. Понятно, что развиваться в таких условиях практически невозможно. А если рассмотреть динамику прироста задолженности за последний месяц по отраслям, то на первый план выходит транспорт. В течение марта просроченная задолженность перед сотрудниками выросла разом на 83% и составляет четверть от общей задолженности — более миллиарда рублей. Не отходя от транспортной темы, зайдя на официальный сайт «Платона», можно увидеть другие интересные цифры — за 5 месяцев работы, с 15 ноября 2015 года по 15 апреля 2016 года, системой было собрано практически 6,2 млрд рублей с транспортников за проезд большегрузов по федеральным трассам. Вот так.

Пора уже перестать одной рукой создавать проблемы, а другой — пытаться их исправить. Иначе в будущем нас ждет двукратное увеличение просроченной задолженности за год до 9 млрд рублей. Соскучились, что ли, по временам «шахтёров с касками?» — написал он в блоге на сайте «Деловой квартал».

Новости