Представитель Российского книжного союза призвал россиян выключить телевизор и начать читать

Зампред Санкт-Петербургского филиала Российского книжного союза, гендиректор книжной сети «Буквоед» Денис Котов заявил, что россияне стали катастрофически мало читать книги.

«Опросы показывают, что 52% россиян всё ещё читают хотя бы одну книгу в год. Книжный рынок реагирует на это сокращением тиражей и падением продаж. Чем меньше печатается оттисков – тем выше себестоимость каждой книги. Цены на современные издания художественной литературы доходят до 450 рублей. Кроме инфляции, на рост цен влияет сокращение торговой сети. С 1990 года количество книжных магазинов в России снизилось с 8,5 тысячи до 1,5 тысячи. Цена на книжные издания сегодня включает в себя издательскую стоимость (авторский гонорар, вознаграждение художникам, верстальщикам, корректорам, издателю, транспортно-складские издержки) и стоимость арендной платы магазина», — рассказал он в интервью «Санкт-Петербургским ведомостям»

Сегодня среднестатистический россиянин уделяет чтению книг лишь 15 минут в день. Главные причины этого — телевизор и Интернет, считает Котов.

«Рынок электронных книг нам не мешает. Хотя, возможно, без него мы бы развивались быстрее. Но ведь наши конкуренты не электронные „читалки“, а телевизор, Интернет и алкоголь: с ними мы боремся за время и бюджеты книголюбов. Исследования показывают, что среднестатистический россиянин каждый день смотрит телевизор 2 часа, 45 минут сидит в Интернете и только 15 минут читает книги. В Новый год деньги россиян уходят с лучшего рынка подарков – книжного – в худший – алкогольный», — говорит он.

По мнению Котова, государство должно стимулировать рост книжной инфраструктуры, также необходимо ввести в индикаторы эффективности работы губернаторов показатель количества книжных магазинов на душу населения. У него есть цель к 2025 году создать условия для того, чтобы 73% россиян старше семи лет читали не менее девяти книг в год вне зависимости от уровня доходов.

«Если с художественной литературой всё более-менее ровно, то тиражи деловых изданий сокращаются. Потому что многие молодые люди считают, что могут запросто открыть своё дело, накачав что-то в Интернете, и осознать нечто глубокое, блуждая по бесплатным вебинарам и статьям на эту тему. Это характерный признак клипового мышления современного человека. В результате люди умеют только копировать, не создавая ничего нового. Отрадно, что активно развивается детская книга. Родители уделяют больше внимания грамотности своих детей, стараются прививать им книжную культуру с детства. Да и сама детская книга трансформируется: сегодня она умеет разговаривать и петь, в ней есть дополненная реальность. Порой продолжение книги можно найти в Интернете. Родители часто задают вопрос: „А как приучить детей читать?“. Да очень просто. Выключите телевизор, разложите интересные книги по всей квартире и читайте вместе с детьми», — призывает он.

Новости