Люди и репосты. Как региональным СМИ вернуть доверие народа

Региональные СМИ отличаются от центральных не только географическим ареалом. Областные, краевые, республиканские издания в любом случае ближе к народу, к его проблемам, находятся ‒ на радость самим СМИ или вопреки их желанию ‒ в постоянном диалоге с ними. Именно поэтому региональная пресса превратилась в навигатора, посредника, прямой провод между властью и народом.

Сегодня главная задача региональных СМИ в России ‒ вернуть доверие читателя. Очень долго официальные издания занимались обслуживанием интересов власти, а народ интересовал их постольку-поскольку. А поскольку власть далеко не в каждом городе и регионе имеет чувство такта и меры, порой это превращалось в откровенное лизоблюдство. Что же касается коммерческих СМИ, то они всеми силами пытались доказать свою противоположность официальным. Получалось часто тоже плохо: вместо того чтобы заниматься общественными проблемами, вместо того чтобы развернуться к народу, они писали о тех же чиновниках, только с негативной стороне, обсасывали кулуарные темы, до которых рабочему или служащему дела нет, или обслуживали некоторые коммерческие или оппозиционные круги.

И вдруг в 2010-е годы что-то изменилось. То ли это пресловутое цифровое общество, то ли люди стали активнее, но в обществе резко выросла роль неформальных объединений: общественных организаций, инициативных групп. Люди стали требовать, предлагать, участвовать в жизни региона, вести диалог с властью. И стало ясно, что СМИ, обслуживающие чьи-либо интересы, людям не нужны. Не нужны им и шокирующие откровения а ля Невзоров образца 1991 года. А нужны издания, которые способны стать полновесным участником общественных дискуссий, касающихся самых разных тем: от ремонта коммунальных сетей до идеологических вопросов.

Мешает этому во многих изданиях главная потеря ‒ профессионализм. Собрать тысячи просмотров не значит иметь доверие, не значит сделать полноценный материал. Издание должно стремиться к авторитетности в обществе, его авторы должны быть экспертами в своей отрасли. Этому мешает и навязываемая самим временем и федеральными трендами концепция универсального журналиста, который якобы должен разбираться во всём сразу, писать тексты, снимать видео, делать сюжеты, заполнять сайты. Но, как правило, этот подход плодит массу серых дилетантов.

Не готово к бурному развитию региональных СМИ и коммерческое сообщество. Инвестиции помогли бы создать не ангажированные издания, развивать новые формы и одновременно с прогрессом самих СМИ продвигать посредством рекламы и коммерческие продукты. Но этого не происходит ‒ бизнес в регионах, как правило, косный. Поэтому издания, не имеющие административной подпитки, вынуждены гнаться за каждой копейкой, платить авторам по минимуму, и это тоже не добавляет им качества. Но сменилась сама концепция жизни и роли прессы в этой жизни. Возможно, русский авось сам найдёт выход, который будет полезен и обществу, и СМИ, и власти.

Главная задача областных СМИ сейчас ‒ стать полновесным участником общественных дискуссий, касающихся самых разных тем. Издание может быть площадкой для диалога, территорией, где каждый может высказать мнение. Сегодня, когда всё большую роль приобретают вневластные институты ‒ такие, как общественные палаты и советы, некоммерческие объединения, инициативные группы, важно не только дать высказаться: пресса должна помочь человеку ориентироваться в этой многополярности, вычленить то важное, ценное, полезное, что поможет конкретно ему и всему региону, всему обществу. Это касается как частных, так и тех изданий, чьими учредителями являются органы власти. Ведь приближенность официальных СМИ сейчас только понижает доверие людей к чиновникам.

Из этой необходимости вытекает ещё одна важная цель региональной прессы ‒ стремление к профессионализму, экспертности. Собрать тысячи просмотров не значит иметь доверие, не значит сделать полноценный материал. Издание должно стремиться к авторитетности в обществе, его авторы должны быть экспертами в своей отрасли. Только так, без ненужной крикливости, без дешёвых, высосанных из пальца сенсаций, издание способно завоевать доверие народа и стать полновесным участником общественного прогресса.

Новости