Декан журфака МГУ: 70% аудитории относятся к СМИ как к индустрии развлечений

Декан факультета журналистики МГУ имени Ломоносова Елена Вартанова рассказала о том, каким она сегодня видит профессию журналиста.

«70% аудитории к СМИ относятся как к индустрии развлечений. Поэтому место журналистики в СМИ будущего — в радио, ТВ-программах, в глянцевых журналах. Увы, оно сужается и диктует спрос не только на журналистов, умеющих писать, но и других специалистов, которые могут сопровождать информационный поток. Это тоже сервис. Те же сериалы обслуживают наше свободное время, но если сериал сделан на основе качественного медиатекста, он не только развлекает, но и просвещает, и информирует.

Медиаконтент хорош, когда человек имеет представление о мире. А многоуровневое представление о мире могут давать только журналисты, которые выступают привратниками и модераторами социально значимой дискуссии. Но и социум зависит от медиа как от посредника в понимании реальности. Полагаю, мы даже представляем новый вид человека — „человек медийный“, чей личный опыт опосредован медиа, а журналистика — сердцевина медиа.

У журналистики есть сервисный компонент. Но она не может быть приравнена ни к химчистке, ни к ресторану. Они обслуживают определённую группу индивидуальных пользователей, а журналистика обслуживает общество в целом. Она входит не в те сегменты, которые производят материальные ценности, она входит в сегменты, которые производят духовные и виртуальные ценности. Это сервис особого рода, под который постиндустриальные ученые не разработали теорию. Хотя такая теория есть — теория общественного согласия», — поделилась она в интервью «Российской газете».

Вартанова рассказала о направленности обучения журналистике в МГУ.

«Сначала мы учим думать. Баланс можно найти, включив интеллект, который опирается на фундаментальные знания. Но штука в том, что то, что было балансом двадцать лет назад, не будет им сегодня. И тут я не согласна с теми, кто утверждает, будто журналистика — ремесло, лишенное теории. Главная теория журналистики — hyde kiping, или теория привратников. Привратник не всегда держит калитку закрытой, он впускает, но не всех. Интеллектуальный смысл работы журналиста — в обилии информации найти те темы, которые нужны сегодня обществу, и открыть калитку им. А для других, создающих избыточность и информационный шум, ее прикрыть. Избыточности откроют путь блогеры или „френды“ в социальных сетях, поскольку это интересует кого-то, но не является обязательным набором гражданина», — сказала она.

По словам Вартановой, среди студентов сейчас наибольший спрос на международную, литературно-художественную и деловую журналистику.

Новости