Политолог Георгий Бовт: Мы по-прежнему страна телевидения

Российский политолог, журналист, бывший сопредседатель партии «Правое дело» Георгий Бовт прокомментировал статистику, согласно которой большинство россиян доверяют информации, полученной от телевидения.

«Россияне стали чаще обращаться к интернету, в частности, к социальным сетям, как к источнику новостей. Однако основным новостным источником по-прежнему остаётся телевизор. Весомость интернета и соцсетей как источника информации растёт быстрыми темпами. Три года назад черпали новости оттуда 14% россиян, против сегодняшних 23%. Просто почитывают интернет-порталы 33% (что, мол, там пишут) против 21% ранее. Телевизор всё равно вне конкуренции пока. Он основной источник информации для 86% россиян, эта доля лишь незначительно – на 2% — снизилась по сравнению с 2013 годом. А некоторые телевизор уж совсем похоронили. Рано!

Лично для меня, правда, самая удивительная категория – это люди, которые „узнают новости от друзей и родных“. То есть они для общения с внешним миром пользуются посредниками. А сами – „в домике“. Радио слушают, чтобы узнать новости, 22%, читают газеты – аж 19%. Для современного мира это много.

Доверяют тоже больше телевидению: 59% (это на 8% больше, чем три года назад). То есть стенания так называемой „прогрессивной общественности“, что телевизор врёт и там сплошная пропаганда, не разделяют большинство граждан страны. Они телевизору верят. В правдивость информации, распространяемой в интернете, верят лишь 34% россиян (29% в 2012 году). А вот телевидение, по мнению респондентов, даёт наиболее объективную информацию о внешней (58%) и внутренней политике (27%), жизни общества и даже простых россиян и экономике страны (по 25%).

Сравним кое-какие показатели с Америкой, где проникновение интернета в общество глубже. Так вот и там для большинства граждан (55%, но все же не 88%, как у нас) основным источником информации остаётся телевизор. А интернет – для 21%, что вполне сопоставимо с нашими показателями. Еще 9% вчитываются в поисках новостей в газеты, а 6% слушают радио. Правда, для молодого поколения американцев (моложе 30 лет) основным источником информации является именно интернет. Он таковой для 65% молодёжи. И число это продолжает расти. Жаль, что у нас аналогичные социологические исследования не проводились.

То есть за интернетом будущее. Когда-нибудь люди будут получать новости именно оттуда. Более того, эти новости будут автоматически „подстраиваться“ под каждого конкретного человека, они станут индивидуальными. Ваш поисковик сам определит (анализируя ваши путешествия по сети), что вас интересует и о чём вам надо рассказывать. А что вас может расстроить и о том лучше промолчать.

Может получиться так, что люди, живущие в одной семье, будут получать на свой компьютер или телефон совершено разные новости. То есть они будут жить в разном информационном пространстве. Ситуация, однако. Людьми станет ещё легче манипулировать, подталкивая к тому или иному поведению – и чисто потребительскому, и политическому.

Но все это настанет ещё не завтра. А уверения в том, что наша страна, мол, делится на „страну телевидения“ и „страну интернета“ — само по себе сильное забегание вперед. Мы по-прежнему страна телевидения. С отдельными автономными вкраплениями. Причём народ, бродя по этим относительно новым для него информационным пространствам, пока ещё в основном присматривается и „принюхивается“. Причём по большей части недоверчиво. А потом выходит из „виртуального пространства“ в оффлайновую реальность и привычно включает программу „Время“», — пишет он.

Новости