«Медиазона» включила трагедию в небе над Тульской областью в число крупных авиакатастроф последних лет

«Медиазона» вспомнила шесть крупных авиакатастроф последних лет и рассказала, как их расследовали российские следователи и международные эксперты.

В список вошёл трагический случай в небе над селом Бучалки Тульской области.

Вечером 24 августа 2004 из московского аэропорта Домодедово вылетели два самолета, которые взорвались с разницей в минуту.

Первый — Ту-134А-3 — принадлежал авиакомпании «Волга-Авиаэкспресс», на его борту находились 34 пассажира и девять членов экипажа. Он вылетел в 22:30, а в 22:54, когда самолёт был в небе над Тульской областью, 30-летняя Аминат Нагаева привела в действие взрывное устройство.

Второй — Ту-154Б-2 — принадлежал авиакомпании «Сибирь» (теперь — S7 Airlines) и вылетел в 21:35. На борту было 38 пассажиров и восемь членов экипажа. Взрыв в 22:53 устроила 37-летняя Сацита Джебирханова, когда самолет летел над Ростовской областью.

Как выяснило следствие, Джебирханову и Нагаеву в аэропорту до вылета самолетов задержал капитан милиции Михаил Артамонов, но вскоре он отпустил их. Как писала «Газета.Ru», ссылаясь на коллег Артамонова, в тот момент у террористок ещё не было с собой взрывчатки, а капитана милиции сделали «крайним». В июне 2005 года суд признал его виновным по части 3 статьи 293 УК (халатность, повлекшая по неосторожности смерть двух и более лиц) и приговорил к трем годам лишения свободы.

Ещё один осужденный по этому делу — перекупщик билетов Армен Арутюнян. По версии следствия, он за 140 евро продал билет Нагаевой и помог Джебирхановой дать взятку — одну тысячу рублей — сотруднику службы безопасности «Сибири» Николаю Коренкову, чтобы тот пропустил женщину на борт. Оба получили по полтора года колонии-поселения по статье 204 УК (коммерческий подкуп).

Коренков в 2004 году опубликовал в «Новой газете» открытое письмо, в котором настаивал, что получил деньги «в качестве чаевых за чёткое и оперативное исполнение одной из своих профессиональных обязанностей». Он объяснял, что билетному спекулянту Арутюняну террористка сказала, что не успела купить билет на рейс в Сочи. Предприниматель предложил ей такую схему: она покупает билет на следующий день, а потом обменивает его на билет на рейс, вылетающий 24 августа, — компания предоставляла такую возможность при наличии свободных мест.

Свободные места были, писал Коренков, и он просто перебронировал билет, то есть выполнил свою должностную обязанность, а через два часа получил «чаевые» — тысячу рублей от Арутюняна.

Авиакомпания «Сибирь» выплатила по 50 тысяч рублей в качестве компенсации за каждого погибшего пассажира, «Волга-Авиаэкспресс» заплатила 1,2 млн рублей за восьмерых пассажиров и ещё 400 тысяч рублей за 22 пассажира (суммы выплат отличались, так как пассажиры были застрахованы разными страховыми компаниями). Ответственность за теракт взяли на себя «Бригады Исламбули» и Шамиль Басаев.

Почти через 12 лет, в апреле 2016 года, юрист Игорь Трунов, представляющий интересы потерпевших, сообщил, что родственники жертв терактов потребовали возобновить расследование уголовного дела и проверить по нему владельца аэропорта Домодедово Дмитрия Каменщика. Каменщик провёл пять месяцев под домашним арестом, в сентябре 2016 года дело закрыли за отсутствием в его действиях состава преступления, пишет издание.

Новости