Бывший миссионер РПЦ Валерий Отставных — о передаче Исаакия: Все разговоры, что музей мешает молиться — басни

Тульский журналист, блогер Валерий Отставных высказал свою позицию относительно передаче Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге Российской православной церкви.

Сегодня на Марсовом поле прошёл митинг протестующих против передаче Исаакия.

«Как человек, проработавший в ЗАО РПЦ (МП) 17 лет и ушедший с должности замруководителя епархиального отдела, хочу внести свои „5 копеек“ в дискуссию про Исаакий.

Вообще, с точки зрения юриспруденции мне всегда были забавны словосочетания „возвращение церквей законным собственникам“ или „восстановление исторической справедливости“.

Во-первых, многие храмы были в собственности царского государства изначально.

Во-вторых, если РФ считает себя преемницей СССР, то какое „верните“?! Храмы законно были национализированы новой властью. Легитимной. Признанной миром и самой РПЦ (МП), кстати. Если же РФ считает себя правопреемницей царской России – значит все юридические акты, договоры, конституции и законы, принятые за 70 лет – юридически ничтожны, как и нынешняя РФ?

Значит, речь может идти только о „подарках“ собственности РФ РПЦ в виде культовых строений.

Я помню это страшное время повального возвращения исторических храмов РПЦ (ещё работал в корпорации „людей в чёрном“).

Это был ужас и паника. Передавали сотни храмов по всей стране, полуразрушенных, перепрофилированных, в местах, где не собрать общин в принципе, все памятники архитектуры...

Короче, катастрофа. Это был не подарок, а „западлянка“. Государство избавилось от „непрофильных активов“ по принципу – сами содержите, нам это не надо.

А ведь как было классно в советские времена. Государство содержит храм ПОЛНОСТЬЮ, а священнослужители в нем работают, „стригут овец“, пишут отчёты о крестившихся в УКГБ, покупают машины, ездят на международные экуменические конференции. На море. Позагорать и винца попить итальянского. Мир, да гладь. И тут — такое...

Большинство переданных храмов – исторические, требующие огромных вложений, капитального ремонта. Самое главное, они очень кучно расположены в центре города... В той же Москве. Храмов – море, но все – в центре, где живут только гастарбайтеры, где офисы и в закоулках, куда в отличие от Василия Блаженного, не „пролегла тропа“ туристов-иностранцев.

Что с ними делать? Поэтому и появилась программа „храмов шаговой доступности им. Лужкова“.

Спальный район, а в нём бонусом — детсад, „Пятёрочка“ или „Семёрочка“, больница и церковь. Другое дело. Другой оборот финансов в природе. Я полагаю, дай моим бывшим коллегам волю, они бы разместили храмы в Торгово-развлекательных центрах. А что? Бутики, закусочные, кафе, детские игровые площадки, киноминиплексы (или мультиплексы) и храм. Всё в одном месте...

В случае и Исаакием, я думаю, что епархия очень хотела „ногою твёрдой стать“ на финансовом потоке, но музей всё время мешал. Ох уж эти очкарики! Положение Исаакия хлебное. Насколько я помню – он на Невском, Мекка для туристов турстолицы мира (признано же официально). В общем, питерский Василий Блаженный. Храм формально передан на 49 лет епархии, но она обязана делить его с музеем, а в нём 400 голов, которые внимательно следят за тем, что происходит.

Все разговоры про то, что музей мешает молиться верующим – басни. В таком Соборе по определению не может быть реальной общины. Так, знакомые настоятеля и спонсоры. Богослужения ведутся ежедневно, никто не мешает. Замечательный пример – Третьяковка. Там музейный зал с чудотворной легендарной Владимирской иконой превратили в домовый храм. Обычно ходят туристы, но есть время, когда совершаются богослужения. И – всё тихо, нормально. Я был на таком богослужении, раньше, во времена работы в РПЦ. Настоятель вменяемый. Мой бывший гуру – декан Миссионерского факультета ПСТГУ протоиерей Николай Соколов.

К бабке не ходи – могу представить, что хочет местный питерский митрополит. Взять храм в собственность, уговорить мэрию продолжать финансово его содержать, а самому сесть всем своим архиерейским седалищем на финансовые потоки. Это клондайк! Ну, то есть, превратить Исаакий в ХХС 2.0. с местными „братанами Поддевалиными“. Помните историю? Шторки задвигаются и в Зале Церковных соборов Храмов Христа Спасителя за большие бабки пляшет „Бони М“. Деньги идут в мутный фонд Свт. Василия Великого.

Так и тут. Моментально в субаренду будут сданы площади, которые, возможно, сегодня нужны музею. Музей будет постепенно выталкиваться на улицу... А потом – паркинги, моечные, лавки с морепродуктами, туристическая атрибутика, золото и серебро, не облагаемое никакими налогами. Платные экскурсии... Сказка.

Не знаю, сможет ли питерская общественность отстоять Исаакий. Надежд мало. Но – да пребудет с вами Сила и сын Авраама! Аминь!» — пишет он в своём блоге.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

один × 2 =