Устав Тульской области 2015 года

Вносится губернатором
Тульской области
Проект

УСТАВ (ОСНОВНОЙ ЗАКОН) ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

Признавая человека, его права и свободы как высшие ценности, исходя из того, что носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является её многонациональный народ, понимая необходимость сохранения государственной и территориальной целостности РФ и равноправия Тульской области с другими субъектами РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, стремясь обеспечить благополучие и процветание Тульской области и РФ в целом, сознавая ответственность перед населением Тульской области, руководствуясь Конституцией РФ, Тульская областная Дума — законодательный (представительный) орган государственной власти Тульской области — принимает настоящий Устав (Основной Закон) Тульской области.

РАЗДЕЛ I. ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Статус Тульской области

1. Тульская область является субъектом Российской Федерации и входит в состав Российской Федерации.
2. Тульская область равноправна с другими субъектами Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.
3. Статус Тульской области определяется Конституцией Российской Федерации и Уставом (Основным Законом) Тульской области.
4. Территория Тульской области является неотъемлемой частью территории Российской Федерации и включает в себя земную и водную поверхность в границах Тульской области.
5. Изменение границ Тульской области с другими субъектами Российской Федерации производится на основании соглашения между ними в соответствии с законодательством.

Статья 2. Административный центр Тульской области

Административным центром Тульской области является город Тула. Статус административного центра определяется законом Тульской области.

Статья 3. Официальные символы Тульской области

Тульская область может иметь свой герб, гимн и флаг. Символы Тульской области, их описание и порядок официального использования устанавливаются законами Тульской области.

Статья 4. Административно-территориальное устройство Тульской области

1. В состав Тульской области входят районы, города областного и районного подчинения, посёлки городского типа (рабочие посёлки), районы в городах, сельские округа (сельские администрации, сельские территории, волости), сельские населённые пункты.
3. Городами областного подчинения являются город Тула и город Донской.
4. Районами Тульской области являются:
Алексинский район (административный центр — город Алексин);
Арсеньевский район (административный центр — рабочий поселок Арсеньево);
Белёвский район (административный центр — город Белёв);
Богородицкий район (административный центр — город Богородицк);
Венёвский район (административный центр — город Венёв);
Воловский район (административный центр — рабочий посёлок Волово);
Дубенский район (административный центр — рабочий посёлок Дубна);
Ефремовский район (административный центр — город Ефремов);
Заокский район (административный центр — рабочий посёлок Заокский);
Каменский район (административный центр — село Архангельское);
Кимовский район (административный центр — город Кимовск);
Киреевский район (административный центр — город Киреевск);
Куркинский район (административный центр — рабочий посёлок Куркино);
Ленинский район (административный центр — сельский посёлок Ленинский);
Новомосковский район (административный центр — город Новомосковск);
Одоевский район (административный центр — рабочий посёлок Одоев);
Плавский район (административный центр — город Плавск);
Суворовский район (административный центр — город Суворов);
Тёпло-Огарёвский район (административный центр — рабочий посёлок Тёплое);
Узловский район (административный центр — город Узловая);
Чернский район (административный центр — рабочий посёлок Чернь);
Щёкинский район (административный центр — город Щёкино);
Ясногорский район (административный центр — город Ясногорск).
5. Вопросы административно-территориального устройства Тульской области решаются в порядке, установленном законом Тульской области.

Статья 5. Международное сотрудничество, внешнеэкономические и межрегиональные связи Тульской области

1. Тульская область осуществляет международное сотрудничество и внешнеэкономические связи, не противоречащие международным договорам и соглашениям Российской Федерации, координирует свою деятельность с соответствующими федеральными органами государственной власти Российской Федерации.
2. Тульская область осуществляет связи с другими субъектами Российской Федерации, заключает с ними договоры и соглашения в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами области.

ГЛАВА II. ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ЗАЩИТА ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Статья 6. Права и свободы человека и гражданина

1. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Права и свободы человека и гражданина обеспечиваются в Тульской области в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и с Конституцией Российской Федерации. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью органов государственной власти Тульской области и органов местного самоуправления в Тульской области, их должностных лиц.
2. Равноправие граждан обеспечивается в Тульской области независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также иных обстоятельств.

Статья 7. Защита прав и свобод человека и гражданина

1. Органы государственной власти Тульской области и органы местного самоуправления в Тульской области создают условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека и гражданина.
2. Каждый имеет право на возмещение вреда, причинённого незаконным действием или бездействием органов государственной власти Тульской области и органов местного самоуправления в Тульской области, их должностных лиц.
3. Должностные лица органов государственной власти Тульской области и органов местного самоуправления в Тульской области, признанные в установленном порядке виновными в нарушении прав и свобод человека и гражданина, несут ответственность в соответствии с законодательством.

Статья 8. Народовластие

1. Источником государственной власти в Тульской области является население, проживающее на её территории.
2. Население осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти Тульской области и органы местного самоуправления в Тульской области.
3. Высшим непосредственным выражением народовластия являются выборы Губернатора Тульской области, областной и местные референдумы и свободные выборы в органы государственной власти Тульской области и органы местного самоуправления в Тульской области.
4. Реализацию и защиту на территории Тульской области избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации обеспечивает избирательная комиссия Тульской области в пределах своих полномочий.

Статья 9. Право на обращение в органы государственной власти Тульской области и органы местного самоуправления в Тульской области

1. Жители Тульской области имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
2. Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

Статья 10. Право на гражданскую инициативу и областное народное обсуждение

1. Жители Тульской области имеют право на гражданскую инициативу в форме коллективного обращения в органы государственной власти Тульской области и местного самоуправления в Тульской области, и их должностным лицам по вопросам, отнесённым к их компетенции.
Порядок осуществления гражданской инициативы определяется законом Тульской области.
2. Органы государственной власти Тульской области вправе выносить вопросы социально-экономического развития и проекты нормативных правовых актов Тульской области на областное народное обсуждение.
Итоги обсуждения доводятся до сведения населения области через средства массовой информации. Порядок назначения и проведения областного народного обсуждения определяется законом Тульской области.

Статья 11. Право граждан на труд. Социальное партнёрство

1. Органы государственной власти Тульской области создают необходимые условия для реализации гражданами права на труд.
2. На территории Тульской области осуществляется социальное партнёрство на основе взаимоотношений между органами государственной власти, органами местного самоуправления, работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей) в соответствии с законодательством.
3. В Тульской области обеспечивается контроль за выполнением территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда и осуществляется государственная экспертиза условий труда.

Статья 12. Обеспечение права граждан на жилище

1. Органы государственной власти Тульской области и органы местного самоуправления в Тульской области стимулируют жилищное строительство, обеспечивают условия для осуществления права граждан на жилище.
2. Малоимущим, иным, указанным в законодательстве гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Статья 13. Социальное обеспечение и социальная защита населения

В Тульской области обеспечивается право граждан на социальное обеспечение и социальную защиту в пределах полномочий органов государственной власти Тульской области.

Статья 14. Защита семьи, материнства, отцовства и детства

В Тульской области создаются условия для укрепления семьи, рождения и воспитания детей, защиты семьи, материнства, отцовства и детства.
В Тульской области устанавливаются меры социальной поддержки детей, семей, имеющих детей, в том числе многодетных семей, одиноких родителей.

Статья 15. Обеспечение прав граждан в сфере образования, воспитания, науки и культуры

1. В Тульской области гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
2. В Тульской области поддерживается деятельность по развитию науки, культуры, искусства, народных художественных промыслов и ремёсел и воспитанию патриотизма.
3. Каждый человек имеет право на культурную самобытность, приобщение к культурным ценностям и пользование учреждениями культуры.
4. Органы государственной власти Тульской области и органы местного самоуправления в Тульской области поощряют деятельность граждан по приобщению детей к творчеству и культурному развитию, занятию самообразованием, любительским искусством, ремеслами.

Статья 16. Охрана здоровья населения и среды обитания

1. В Тульской области гарантируется право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, санитарно-эпидемиологическое благополучие.
Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам в гарантированном объёме, без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи.
2. В Тульской области реализуются программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, осуществляется координация деятельности субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, санитарно-эпидемиологическому благополучию.
3. В Тульской области осуществляются меры по гигиеническому воспитанию, обучению населения, пропаганде здорового образа жизни.

Статья 17. Право на благоприятную окружающую среду

1. Органы государственной власти Тульской области оказывают содействие в реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду.
2. В Тульской области реализуются государственные программы в области охраны окружающей среды, обеспечивается своевременное информирование населения о состоянии окружающей среды, проводимых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятиях и осуществляется экологическое просвещение.
3. Органы государственной власти Тульской области ведут Красную книгу Тульской области.

Статья 18. Защита права частной собственности и предпринимательства

Органы государственной власти области обеспечивают гражданам реализацию права частной собственности, права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательства и иной не запрещённой законом экономической деятельности.

Статья 19. Уполномоченные в Тульской области

1. В целях обеспечения дополнительных гарантий государственной защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, а также для её осуществления учреждается должность уполномоченного по правам человека в Тульской области. Уполномоченный по правам человека в Тульской области назначается на должность и освобождается от должности Тульской областной Думой на срок пять лет. Право внесения в Тульскую областную Думу предложения о кандидатуре на должность уполномоченного по правам человека в Тульской области, а также иные вопросы, связанные с порядком организации и осуществления деятельности уполномоченного по правам человека в Тульской области определяется законом Тульской области. Уполномоченный по правам человека в Тульской области при осуществлении своих полномочий независим от каких-либо государственных органов и должностных лиц.
2. В целях обеспечения эффективной защиты прав и законных интересов ребёнка в Тульской области учреждается должность уполномоченного по правам ребёнка в Тульской области. Правовой статус, порядок назначения, освобождения от должности и порядок деятельности уполномоченного по правам ребенка в Тульской области, определяются законом Тульской области.
3. В целях защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности и осуществления контроля за соблюдением прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности на территории Тульской области учреждается должность уполномоченного по защите прав предпринимателей в Тульской области.
Правовое положение, основные задачи и компетенция уполномоченного по защите прав предпринимателей в Тульской области определяются законом Тульской области.
4. Для организационного, правового, аналитического, информационного, документационного, финансового и материально-технического обеспечения деятельности уполномоченного по правам человека в Тульской области, уполномоченного по правам ребёнка в Тульской области, уполномоченного по защите прав предпринимателей в Тульской области создаётся аппарат уполномоченных в Тульской области. Уполномоченный по правам человека в Тульской области, уполномоченный по правам ребёнка в Тульской области, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Тульской области и аппарат уполномоченных в Тульской области являются государственным органом, обладающим правами юридического лица. Работники аппарата уполномоченных в Тульской области являются государственными гражданскими служащими Тульской области. В аппарате уполномоченных в Тульской области могут учреждаться должности, не относящиеся к должностям государственной гражданской службы Тульской области. Организация деятельности аппарата уполномоченных в Тульской области регулируется Положением, утверждаемым Губернатором Тульской области.

Статья 20. Общественная палата Тульской области

1. Общественная палата Тульской области является органом, обеспечивающим взаимодействие граждан Российской Федерации, проживающих на территории Тульской области, общественных объединений и иных социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность на территории Тульской области, с органами государственной власти Тульской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Тульской области для учёта потребностей и интересов граждан, защиты прав и свобод граждан и прав общественных объединений при формировании и реализации государственной политики в Тульской области, а также осуществления общественного контроля за деятельностью органов исполнительной власти Тульской области и органов местного самоуправления.
2. Состав Общественной палаты Тульской области, порядок её формирования и полномочия определяются законом Тульской области.

ГЛАВА III. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ФИНАНСОВАЯ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

Статья 21. Экономическая основа деятельности органов государственной власти Тульской области

1. Экономическую основу деятельности органов государственной власти Тульской области составляют находящиеся в собственности Тульской области имущество, средства бюджета Тульской области и территориальных государственных внебюджетных фондов Тульской области, а также имущественные права Тульской области.
2. Собственность Тульской области признаётся и защищается государством наравне с иными формами собственности.

Статья 22. Собственность Тульской области

1. В собственности Тульской области находится:
1) имущество, необходимое для осуществления полномочий органов государственной власти области по предметам ведения области;
2) имущество, необходимое для осуществления полномочий органов государственной власти области по предметам совместного ведения, осуществляемых данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета области (за исключением субвенций из федерального бюджета);
3) имущество, необходимое для участия органов государственной власти области в осуществлении полномочий Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения, не переданных органам государственной власти области федеральными законами, с осуществлением расходов за счёт средств бюджета области (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету области на осуществление целевых расходов);
4) имущество, необходимое для осуществления полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения, переданных для осуществления органам государственной власти области и осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета;
5) имущество, необходимое для исполнения органами исполнительной власти области отдельных полномочий по предметам ведения Российской Федерации, а также отдельных полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемых за счёт субвенций из федерального бюджета;
6) имущество, необходимое для обеспечения деятельности органов государственной власти области, государственных гражданских служащих области, работников государственных унитарных предприятий области и работников государственных учреждений области в соответствии с законами области;
7) имущество, необходимое для осуществления полномочий, право осуществления которых предоставлено органам государственной власти области федеральными законами.
2. Органы государственной власти Тульской области самостоятельно управляют и распоряжаются имуществом, находящимся в собственности Тульской области, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также в соответствии с настоящим Уставом, законами и иными нормативными правовыми актами Тульской области.
3. Органы государственной власти Тульской области вправе передавать имущество Тульской области во временное пользование физическим и юридическим лицам, федеральным органам государственной власти и органам местного самоуправления, отчуждать это имущество, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами, а также с принятыми в соответствии с ними законами Тульской области.
4. Доходы от использования и средства от приватизации имущества Тульской области поступают в бюджет Тульской области.

Статья 23. Земля и другие природные ресурсы Тульской области

1. Порядок владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными, лесными и другими природными ресурсами регулируется федеральными законами и нормативными правовыми актами Тульской области.
2. Органы государственной власти Тульской области в пределах своих полномочий осуществляют контроль за целевым, эффективным, экологически безопасным использованием всех земель и природных ресурсов на территории Тульской области независимо от того, в чьей собственности они находятся, обеспечивают охрану природных ресурсов, сохранение и улучшение окружающей среды.

Статья 24. Бюджетная система Тульской области

1. Бюджетная система Тульской области является составной частью бюджетной системы Российской Федерации и представляет собой основанную на экономических отношениях и урегулированную законодательством Российской Федерации совокупность бюджета Тульской области, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов, в том числе бюджетов муниципальных районов, бюджетов городских округов, бюджетов городских и сельских поселений. Бюджетная система Тульской области основана на принципах, определенных федеральным законодательством.
2. Бюджет Тульской области представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций органов государственной власти Тульской области.
3. Бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты) представляют собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующих муниципальных образований.
4. Бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов представляют собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств Тульской области.

Статья 25. Бюджетный процесс в области

1. Бюджетный процесс представляет собой регламентируемую законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти Тульской области, органов местного самоуправления в Тульской области, а также деятельность иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджета Тульской области и местных бюджетов, проектов бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, по утверждению, исполнению бюджета области, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и местных бюджетов, а также по контролю за их исполнением, по осуществлению бюджетного учёта, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчётности.
2. Порядок составления и рассмотрения проектов бюджета Тульской области и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, утверждения и исполнения бюджета области и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществления контроля за исполнением указанных бюджетов, представления, рассмотрения и утверждения годового отчёта об исполнении бюджета Тульской области и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, представления бюджетной отчётности Тульской области, осуществления внешней проверки годового отчёта об исполнении бюджета Тульской области, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов устанавливается законами Тульской области.
3. Органы государственной власти Тульской области обеспечивают сбалансированность бюджета Тульской области и соблюдение установленных федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита бюджета, размеру и составу государственного долга Тульской области, исполнению бюджетных и долговых обязательств Тульской области.
4. Порядок составления и рассмотрения проектов местных бюджетов, утверждения и исполнения местных бюджетов, осуществления контроля за их исполнением, представления, рассмотрения и утверждения годового отчёта об исполнении местных бюджетов, представления бюджетной отчётности муниципальных образований, осуществления внешней проверки годового отчёта об исполнении местных бюджетов устанавливается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
5. Проект бюджета Тульской области, закон о бюджете Тульской области, годовой отчёт об исполнении бюджета Тульской области, ежеквартальные сведения о ходе исполнения бюджета Тульской области подлежат официальному опубликованию. По проекту бюджета Тульской области и годовому отчёту об исполнении бюджета Тульской области проводятся публичные слушания.
6. Межбюджетные отношения осуществляются на основании законов Тульской области в соответствии с федеральным законодательством.

РАЗДЕЛ II. СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 26. Система органов государственной власти Тульской области

1. Высшим должностным лицом Тульской области является Губернатор Тульской области.
2. Систему органов государственной власти Тульской области составляют:
законодательный (представительный) орган государственной власти области — Тульская областная Дума (далее — областная Дума);
высший исполнительный орган государственной власти области — правительство Тульской области (далее — правительство области).

Статья 27. Принципы деятельности органов государственной власти Тульской области

1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации деятельность органов государственной власти Тульской области осуществляется в соответствии со следующими принципами:
а) государственная и территориальная целостность Российской Федерации;
б) распространение суверенитета Российской Федерации на всю её территорию;
в) верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации;
г) единство системы государственной власти;
д)разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица;
е) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Тульской области;
ж) самостоятельное осуществление органами государственной власти Тульской области принадлежащих им полномочий;
з) самостоятельное осуществление своих полномочий органами местного самоуправления.

Статья 28. Государственные должности Тульской области

1. Для непосредственного исполнения полномочий органов государственной власти Тульской области, иных государственных органов Тульской области учреждаются следующие государственные должности:
1) Губернатор Тульской области;
2) в Тульской областной Думе:
а) председатель Тульской областной Думы;
б) первый заместитель председателя Тульской областной Думы;
в) заместитель председателя Тульской областной Думы;
г) председатель комитета Тульской областной Думы;
3) в правительстве Тульской области:
а) первый заместитель Губернатора Тульской области — председатель правительства Тульской области;
б) заместитель Губернатора Тульской области — руководитель аппарата правительства Тульской области — начальник главного управления государственной службы и кадров аппарата правительства Тульской области;
в) заместитель Губернатора Тульской области;
г) заместитель председателя правительства Тульской области;
д) заместитель председателя правительства Тульской области — министр Тульской области;
е) заместитель председателя правительства Тульской области — руководитель представительства правительства Тульской области при Правительстве Российской Федерации;
ж) министр Тульской области;
з) министр Тульской области — директор департамента;
4) в избирательной комиссии Тульской области:
а) председатель избирательной комиссии Тульской области;
б) заместитель председателя избирательной комиссии Тульской области;
в) секретарь избирательной комиссии Тульской области.
5) в счётной палате Тульской области:
а) председатель счётной палаты Тульской области;
б) аудитор счётной палаты Тульской области;
6) уполномоченный по правам человека в Тульской области;
7) уполномоченный по правам ребенка в Тульской области;
8) уполномоченный по защите прав предпринимателей в Тульской области.
2. Оплата труда лиц, замещающих государственные должности Тульской области, продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска, размер и порядок выплаты пособия на лечение, а также ежемесячная доплата к пенсии лицам, замещавшим государственные должности Тульской области, устанавливаются законами Тульской области.

Статья 29. Гласность в деятельности органов государственной власти Тульской области

1. Органы государственной власти Тульской области регулярно информируют население о своей деятельности, о положении дел в Тульской области.
2. Органами государственной власти Тульской области обеспечивается стандарт открытости системы государственного управления.

Статья 30. Ответственность органов государственной власти Тульской области

Органы государственной власти Тульской области несут ответственность за нарушение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также обеспечивают соответствие Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам принимаемых (принятых) ими Устава (Основного Закона) Тульской области, законов и иных нормативных правовых актов Тульской области и осуществляемой ими деятельности.
В случае принятия органами государственной власти Тульской области нормативных правовых актов, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам и повлекших за собой массовые и грубые нарушения прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности Российской Федерации, национальной безопасности Российской Федерации и ее обороноспособности, единству правового и экономического пространства Российской Федерации, органы государственной власти Тульской области несут ответственность в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

ГЛАВА II. ВЫСШЕЕ ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ – ГУБЕРНАТОР ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

Статья 31. Губернатор Тульской области

1. Губернатором Тульской области может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законом пассивным избирательным правом, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, и достигший возраста 30 лет.
Губернатор Тульской области избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Тульской области и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Срок полномочий Губернатора Тульской области составляет пять лет и исчисляется со дня его вступления в должность.
Губернатор Тульской области не может замещать указанную должность более двух сроков подряд. Порядок проведения выборов Губернатора Тульской области определяется законом области.
2. Губернатор Тульской области вступает в должность с момента принесения присяги следующего содержания: «Я, (фамилия, имя, отчество), вступая в должность Губернатора Тульской области, торжественно клянусь соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательство Российской Федерации, Устав (Основной Закон) Тульской области и законы Тульской области, уважать и охранять права человека и гражданина, верно служить народу».
Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии депутатов Тульской областной Думы, представителей органов местного самоуправления и общественности не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования результатов выборов.
3. Губернатор Тульской области обязан сформировать новый состав правительства Тульской области не позднее тридцати дней со дня принесения присяги.
4. Губернатор Тульской области не может быть одновременно депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, судьей, замещать иные государственные должности Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, иные государственные должности Тульской области или должности государственной гражданской службы области и других субъектов Российской Федерации, а также муниципальные должности и должности муниципальной службы, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
6. Губернатор Тульской области при осуществлении своих полномочий обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, Устав (Основной Закон) Тульской области и законы Тульской области, а также исполнять указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации.
7. Губернатор Тульской области имеет нагрудный знак, которым он пользуется в течение срока своих полномочий. Положение о нагрудном знаке и его образец утверждаются Губернатором Тульской области.

Статья 32. Официальные символы власти

1. Губернатор Тульской области имеет официальные символы власти — Знак Губернатора Тульской области и специально изготовленный единственный экземпляр текста Устава (Основного Закона) Тульской области. Знак Губернатора Тульской области и специально изготовленный единственный экземпляр текста Устава (Основного Закона) Тульской области передаются вновь избранному Губернатору Тульской области во время процедуры вступления в должность на период осуществления его полномочий.
2. Описание Знака Губернатора Тульской области и порядок его использования утверждается Губернатором Тульской области.

Статья 33. Полномочия Губернатора Тульской области

1. Губернатор Тульской области:
1) представляет Тульскую область в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей, при этом вправе подписывать от имени Тульской области договоры и соглашения;
2) вносит в Тульскую областную Думу на утверждение договоры и соглашения, заключаемые от имени Тульской области; представляет в Тульскую областную Думу проекты договоров о разграничении полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти Тульской области для одобрения;
3) сообщает о результатах рассмотрения проектов договоров о разграничении полномочий в Тульской областной Думе Президенту Российской Федерации; подписывает соглашения с федеральными органами исполнительной власти о передаче федеральными органами исполнительной власти осуществления части своих полномочий исполнительным органам власти Тульской области и о передаче исполнительными органами государственной власти области осуществления части своих полномочий федеральным органам исполнительной власти;
4) подписывает и обнародует законы Тульской области либо отклоняет законы Тульской области, принятые Тульской областной Думой;
5) формирует правительство Тульской области в соответствии с законодательством Тульской области и принимает решение об отставке правительства Тульской области;
6) разрабатывает основные направления областной государственной политики;
7) обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти Тульской области с иными органами государственной власти Тульской области и в соответствии с законодательством Российской Федерации может организовывать взаимодействие органов исполнительной власти Тульской области с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления в Тульской области и общественными объединениями;
8) представляет в Тульскую областную Думу ежегодные отчёты о результатах деятельности правительства Тульской области, в том числе по вопросам, поставленным Тульской областной Думой, и ежегодное послание о положении в Тульской области;
9) в течение трёх месяцев со дня вступления в силу решения соответствующего суда, установившего, что избранный в правомочном составе представительный орган муниципального образования либо вновь избранный в правомочном составе представительный орган муниципального образования в течение трёх месяцев подряд не проводил правомочного заседания, вносит в Тульскую областную Думу проект закона Тульской области о роспуске представительного органа муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации;
10) вправе требовать созыва внеочередного заседания областной Думы, а также созывать вновь избранную Тульскую областную Думу на первое заседание ранее срока, установленного частью 4 статьи 42 настоящего Устава;
11) даёт согласие в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации на назначение на должности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в Тульской области;
12) даёт согласие на назначение на должность прокурора Тульской области;
13) наделяет полномочиями члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации — представителя от правительства Тульской области на срок своих полномочий;
14) вносит представления (заключения) в Тульскую областную Думу об утверждении и изменении административно-территориальных границ Тульской области и границ муниципальных образований в Тульской области;
15) награждает наградами Тульской области, присваивает почётные звания Тульской области, представляет к награждению государственными наградами и присвоению почётных званий Российской Федерации;
16) вправе председательствовать на заседаниях правительства Тульской области, президиума правительства Тульской области;
17) отменяет акты правительства Тульской области в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, Уставу (Основному Закону) Тульской области, законам Тульской области и указам Губернатора Тульской области;
18) назначает половину от общего числа членов конкурсной комиссии при формировании конкурсной комиссии для рассмотрения кандидатур на замещение должности главы местной администрации в муниципальном районе, городском округе;
19) осуществляет иные полномочия, определенные федеральными законами, настоящим Уставом и законами Тульской области.
2. В случаях, когда Губернатор Тульской области временно (в связи с болезнью, отпуском или командировкой) не может исполнять свои обязанности, их исполняет лицо, определяемое Губернатором Тульской области из числа первого заместителя Губернатора Тульской области — председателя правительства Тульской области, заместителя Губернатора Тульской области — руководителя аппарата правительства Тульской области — начальника главного управления государственной службы и кадров аппарата правительства Тульской области, заместителей Губернатора Тульской области, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством.
Лица, указанные в абзаце первом настоящей части при осуществлении полномочий Губернатора Тульской области не имеют права распускать Тульскую областную Думу, не вправе производить по собственной инициативе назначение на должность и освобождение от должности лиц, замещающих государственные должности Тульской области в правительстве Тульской области, а также лиц, замещающих высшие должности государственной гражданской службы Тульской области, учреждаемые в аппарате правительства Тульской области и органах исполнительной власти Тульской области, вносить предложения о поправках в Устав (Основной Закон) Тульской области.
3. Губернатор Тульской области в пределах своих полномочий издаёт указы и распоряжения, которые обязательны к исполнению на территории Тульской области.

Статья 34. Досрочное прекращение полномочий Губернатора Тульской области

1. Полномочия Губернатора Тульской области прекращаются досрочно в случае:
1) его смерти;
2) отрешения его от должности Президентом Российской Федерации в связи с выражением ему недоверия Тульской областной Думой;
3) его отставки по собственному желанию;
4) отрешения его от должности Президентом Российской Федерации в связи с утратой доверия Президента Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным законом;
5) признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
6) признания его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;
7) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;
8) его выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;
9) утраты им гражданства Российской Федерации, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;
10) его отзыва избирателями, зарегистрированными на территории Тульской области, на основании и в порядке, установленных федеральным законом и принятым в соответствии с ним законом Тульской области.
2. Решение о досрочном прекращении полномочий Губернатора Тульской области принимается Тульской областной Думой по представлению Президента Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1, 2, 3 и 4 части 1 настоящей статьи.
3. Тульская областная Дума вправе выразить недоверие Губернатору Тульской области в случае:
1) издания им актов, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Уставу (Основному Закону) Тульской области и законам Тульской области, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а Губернатор Тульской области не устранит указанные противоречия в течение месяца со дня вступления в силу судебного решения;
2) установленного соответствующим судом иного грубого нарушения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава (Основного Закона) Тульской области и законов Тульской области, если это повлекло за собой массовое нарушение прав и свобод граждан;
3) ненадлежащего исполнения Губернатором Тульской области своих обязанностей.
Решение Тульской областной Думы о недоверии Губернатору Тульской области принимается двумя третями голосов от установленного числа депутатов по инициативе не менее одной трети от установленного числа депутатов.
Решение Тульской областной Думы о недоверии Губернатору Тульской области направляется на рассмотрение Президента Российской Федерации для решения вопроса об отрешении Губернатора Тульской области от должности.
4. Решение Президента Российской Федерации об отрешении Губернатора Тульской области от должности влечёт за собой отставку правительства Тульской области. В случае отставки правительства Тульской области оно продолжает действовать до сформирования нового правительства Тульской области.

Статья 35. Временное исполнение обязанностей Губернатора Тульской области

1. Временное исполнение обязанностей Губернатора Тульской области в случаях, предусмотренных федеральным законом, осуществляется лицом, назначаемым Президентом Российской Федерации.
2. Временно исполняющий обязанности Губернатора Тульской области не имеет права распускать Тульскую областную Думу, вносить предложения о поправках в Устав (Основной Закон) Тульской области.

ГЛАВА III. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

Статья 36. Тульская областная Дума

1. Тульская областная Дума является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти Тульской области.
2. Тульская областная Дума является однопалатным органом и состоит из 38 депутатов, избираемых гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Тульской области, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет.
3. Вид избирательной системы, порядок организации и проведения выборов в Тульскую областную Думу устанавливаются законом Тульской области в соответствии с федеральным законодательством.
4. Тульская областная Дума является правомочной, если в её состав избрано не менее двух третей депутатов от установленного числа депутатов.
5. Полномочия Тульской областной Думы предыдущего созыва и её депутатов прекращаются со дня первого заседания Тульской областной Думы нового созыва.
6. Тульская областная Дума обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать, самостоятельно решает вопросы организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности.
7. Расходы на обеспечение деятельности Тульской областной Думы утверждаются Тульской областной Думой и предусматриваются в бюджете Тульской области отдельно от других расходов в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.
8. Организация деятельности и порядок работы Тульской областной Думы, её органов и депутатов определяется Регламентом Тульской областной Думы.

Статья 37. Депутат Тульской областной Думы

1. Депутатом Тульской областной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право быть избранным в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Тульской области.
2. В течение срока своих полномочий депутат Тульской областной Думы не может быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, судьей, замещать иные государственные должности Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, иные государственные должности Тульской области и других субъектов Российской Федерации или должности государственной гражданской службы Тульской области и других субъектов Российской Федерации, а также муниципальные должности и должности муниципальной службы, если иное не предусмотрено федеральным законом.
3. Депутат Тульской областной Думы вправе осуществлять свою деятельность как на профессиональной постоянной основе, так и без отрыва от основной деятельности.
На профессиональной постоянной основе могут работать не более 10 депутатов Тульской областной Думы. Порядок осуществления депутатом Тульской областной Думы своей деятельности на профессиональной постоянной основе, порядок замещения депутатом Тульской областной Думы государственной должности Тульской области определяются законами Тульской области и Регламентом Тульской областной Думы.
Депутат Тульской областной Думы, работающий на профессиональной постоянной основе, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не установлено федеральным законодательством.
4. Статус депутата Тульской областной Думы, условия и гарантии осуществления депутатской деятельности устанавливаются законами Тульской области.

Статья 38. Полномочия Тульской областной Думы

1. Тульская областная Дума:
1) принимает Устав (Основной Закон) Тульской области и поправки к нему;
2) осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения Тульской области и по предметам совместного ведения Российской Федерации и Тульской области в пределах полномочий Тульской области;
3) заслушивает ежегодные отчёты Губернатора Тульской области о результатах деятельности правительства Тульской области, в том числе по вопросам, поставленным Тульской областной Думой, и ежегодное послание Губернатора Тульской области о положении в Тульской области;
4) осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами Тульской области.
2. Законом Тульской области:
1) утверждается бюджет Тульской области и отчёт о его исполнении, представленные Губернатором Тульской области;
2) утверждаются бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов Тульской области и отчёты об их исполнении;
3) утверждаются программы социально-экономического развития Тульской области, представленные Губернатором Тульской области;
4) устанавливаются и вводятся в действие, изменяются и отменяются налоги и сборы, установление которых отнесено федеральным законом к ведению субъекта Российской Федерации, а также порядок их взимания, устанавливаются льготы по налогам и сборам в соответствии с законодательством о налогах и сборах;
5) устанавливается порядок управления и распоряжения собственностью Тульской области, в том числе долями (паями, акциями) Тульской области в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм;
6) утверждается заключение и расторжение договоров, подписанных от имени Тульской области;
7) устанавливается порядок назначения и проведения референдума Тульской области и порядок подготовки и проведения местных референдумов;
8) устанавливаются порядок проведения выборов в Тульскую областную Думу, порядок проведения выборов Губернатора Тульской области и порядок отзыва Губернатора Тульской области;
9) в пределах полномочий, определенных федеральным законом, устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории Тульской области;
10) устанавливается административно-территориальное устройство Тульской области и порядок его изменения;
11) осуществляется правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в Тульской области в случаях и порядке, установленных федеральным законодательством;
12) устанавливается административная ответственность граждан, должностных и юридических лиц за нарушение законов и иных нормативных правовых актов Тульской области, нормативных правовых актов органов местного самоуправления;
13) учреждаются награды, почётные звания и премии Тульской области, а также устанавливается порядок присвоения почётных званий и награждения наградами и премиями Тульской области;
14) определяется порядок привлечения Тульской областью заёмных средств, а также обслуживания и погашения внутренних и внешних долгов Тульской области;
15) устанавливается порядок управления и распоряжения земельными участками и другими природными ресурсами, находящимися в собственности Тульской области;
16) устанавливается система исполнительных органов государственной власти Тульской области;
17) регулируются иные вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом (Основным Законом) Тульской области и законами Тульской области к ведению и полномочиям Тульской области.
3. Тульская областная Дума постановлением:
1) принимает Регламент Тульской областной Думы и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности;
2) оформляет решение о досрочном прекращении полномочий Губернатора Тульской области по представлению Президента Российской Федерации;
3) назначает выборы в Тульскую областную Думу, выборы Губернатора Тульской области и голосование по отзыву Губернатора Тульской области;
4) назначает референдум Тульской области в случаях, предусмотренных законом Тульской области;
5) оформляет согласие на назначение на должности прокурора области, а также руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в случаях, предусмотренных федеральным законом;
6) утверждает расходы на обеспечение деятельности Тульской областной Думы, структуру аппарата Тульской областной Думы;
7) оформляет решение об осуществлении права законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации;
8) принимает решение по обращениям Губернатора Тульской области, требованиям об изменении нормативного правового акта, протестам и представлениям прокурора Тульской области;
9) одобряет или отклоняет проект договора о разграничении полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти Тульской области;
10) учреждает средства массовой информации и официальные издания Тульской областной Думы;
11) оформляет решение о выражении недоверия Губернатору Тульской области;
12) утверждает соглашения об изменении границ Тульской области;
13) оформляет решения об избрании и освобождении от должности председателя Тульской областной Думы и его заместителей, председателей комитетов областной Думы; об образовании и упразднении комитетов, комиссий областной Думы, об избрании и изменении их состава;
14) оформляет запрос в Конституционный Суд Российской Федерации, иные суды Российской Федерации для разрешения споров, защиты прав и законных интересов Тульской области;
15) назначает на должность мировых судей;
16) наделяет полномочиями члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации — представителя от Тульской областной Думы на срок своих полномочий;
17) назначает членов избирательной комиссии Тульской области и освобождает их от исполнения обязанностей в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Тульской области;
18) оформляет решения по запросам и обращениям депутатов Тульской областной Думы;
19) оформляет иные решения по вопросам, отнесенным к ее компетенции.

Статья 39. Право законодательной инициативы в Тульской областной Думе

1. Право законодательной инициативы в Тульской областной Думе принадлежит депутатам Тульской областной Думы, комитетам Тульской областной Думы, Губернатору Тульской области, лицу, официально его замещающему, прокурору Тульской области, общественной палате Тульской области, уполномоченному по правам человека в Тульской области, уполномоченному по правам ребёнка в Тульской области, уполномоченному по защите прав предпринимателей в Тульской области, избирательной комиссии Тульской области, представительным органам муниципальных образований, а также группе граждан Российской Федерации в количестве не менее 25 000 человек, проживающих на территории Тульской области (далее – группой граждан).
Порядок реализации группой граждан права законодательной инициативы устанавливается законом Тульской области.
2. Проекты законов Тульской области о бюджете Тульской области и об исполнении бюджета Тульской области, о программах социально-экономического развития Тульской области, а также отчёты о выполнении программ социально-экономического развития Тульской области вносятся в Тульскую областную Думу Губернатором Тульской области.
3. Законопроекты, внесённые в Тульскую областную Думу Губернатором Тульской области, рассматриваются по его предложению в первоочередном порядке.
4. Законопроекты о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств Тульской области, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счёт средств бюджета Тульской области, рассматриваются Тульской областной Думой по представлению Губернатора Тульской области либо при наличии его заключения. Данное заключение представляется в Тульскую областную Думу не позднее 30 календарных дней со дня поступления проекта закона Губернатору Тульской области.

Статья 40. Нормативные правовые акты Тульской областной Думы

1. Тульская областная Дума принимает Устав (Основной Закон) Тульской области, законы Тульской области и постановления.
2. Закон Тульской области принимается большинством голосов от установленного настоящим Уставом числа депутатов Тульской областной Думы, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Постановления Тульской областной Думы принимаются на заседании Тульской областной Думы большинством голосов от числа избранных депутатов, если иное не установлено федеральным законом.
3. Порядок рассмотрения, принятия и опубликования законов Тульской области устанавливается федеральным законом, настоящим Уставом, законом Тульской области и Регламентом Тульской областной Думы.
4. Законы Тульской области вступают в силу после их официального опубликования, если иное не установлено федеральным законодательством. Законы и иные нормативные правовые акты Тульской области по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.

Статья 41. Порядок подписания и опубликования законов Тульской области

1. Председатель Тульской областной Думы в течение пяти дней со дня принятия Тульской областной Думой закона Тульской области направляет его для подписания и официального опубликования Губернатору Тульской области. Губернатор Тульской области подписывает и официально опубликовывает закон Тульской области в течение четырнадцати календарных дней со дня его поступления.
2. Губернатор Тульской области вправе отклонить закон в течение четырнадцати календарных дней со дня его поступления. При этом закон возвращается в Тульскую областную Думу с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложением о внесении в него изменений и дополнений. Губернатор Тульской области может внести предложение по созданию согласительной комиссии для преодоления возникших разногласий.
При повторном рассмотрении Тульская областная Дума вправе одобрить закон в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов Тульской областной Думы.
Закон Тульской области, одобренный в ранее принятой редакции, не может быть повторно отклонен Губернатором Тульской области и подлежит подписанию и опубликованию в течение четырнадцати календарных дней со дня его поступления.

Статья 42. Организационные основы деятельности Тульской областной Думы

1. Основной формой работы Тульской областной Думы является заседание, на котором решаются вопросы, отнесенные к ведению Тульской областной Думы.
2. Заседания Тульской областной Думы проводятся открыто, за исключением случаев, установленных федеральными законами, законами Тульской области, Регламентом Тульской областной Думы.
3. Заседание правомочно, если на нём присутствуют более половины от установленного числа депутатов.
4. Тульская областная Дума собирается на первое заседание не позднее тридцати дней со дня её избрания в правомочном составе.
5. Первое заседание Тульской областной Думы открывают и ведут старейший и самый молодой депутаты Тульской областной Думы.
6. Тульская областная Дума избирает из числа депутатов на срок своих полномочий комитеты для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Тульской областной Думы, и комиссии — для решения отдельных задач, а также создаёт Совет Тульской областной Думы.
Порядок формирования, направления деятельности и организация работы комитетов, комиссий, Совета Тульской областной Думы определяются Регламентом Тульской областной Думы и положениями о комитетах, комиссиях и Совете Думы.
7. Тульская областная Дума избирает из числа депутатов председателя Тульской областной Думы, который представляет Тульскую областную Думу в отношениях с населением, органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Тульской области, с другими субъектами Российской Федерации, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями внутри страны и за рубежом.
Порядок избрания, отставки, досрочного освобождения от должности председателя Тульской областной Думы и его полномочия определяются Регламентом Тульской областной Думы.
Председатель Тульской областной Думы организует работу Тульской областной Думы в соответствии с Регламентом Тульской областной Думы.
Председатель Тульской областной Думы в пределах своей компетенции издает распоряжения.
В случаях, когда председатель Тульской областной Думы временно не может исполнять свои полномочия, их осуществляет первый заместитель председателя Тульской областной Думы.
В случае невозможности осуществления первым заместителем председателя Тульской областной Думы полномочий председателя Тульской областной Думы осуществление полномочий председателя Тульской областной Думы распоряжением председателя Тульской областной Думы может быть возложено на иного заместителя председателя областной Думы.
Первый заместитель председателя Тульской областной Думы, заместитель председателя Тульской областной Думы при осуществлении полномочий председателя Тульской областной Думы не вправе передавать осуществление полномочий председателя Тульской областной Думы иным лицам, а также отменять его поручения об осуществлении полномочий председателя Тульской областной Думы иными лицами, оформленные в порядке, установленном настоящим Уставом.
8. Председатель Тульской областной Думы имеет нагрудный знак, которым он пользуется в течение срока своих полномочий. Положение о нагрудном знаке и его образец утверждаются постановлением Тульской областной Думы.
9. Тульская областная Дума избирает из числа депутатов первого заместителя председателя, заместителей председателя Тульской областной Думы.
Порядок избрания, отставки и досрочного освобождения от должности первого заместителя председателя Тульской областной Думы, заместителей председателя Тульской областной Думы определяется Регламентом Тульской областной Думы.

Статья 43. Досрочное прекращение полномочий Тульской областной Думы

1. Полномочия Тульской областной Думы могут быть прекращены досрочно в случае:
1) принятия Тульской областной Думой решения о самороспуске; при этом решение о самороспуске принимается большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов;
2) роспуска Тульской областной Думы Губернатором Тульской области по основаниям, предусмотренным частями 2 и 3 настоящей статьи;
3) вступления в силу решения Тульского областного суда о неправомочности данного состава депутатов Тульской областной Думы, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;
4) роспуска Тульской областной Думы в иных случаях и порядке, предусмотренных федеральным законодательством.
2. Губернатор Тульской области вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий Тульской областной Думы в случае принятия ею Устава (Основного Закона) Тульской области, закона Тульской области, иного нормативного правового акта, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, Уставу (Основному Закону) Тульской области, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а Тульская областная Дума не устранила их в течение шести месяцев со дня вступления в силу судебного решения.
3. Губернатор Тульской области вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий Тульской областной Думы в случае, если вступившим в силу решением соответствующего суда установлено, что избранная в правомочном составе Тульской областная Дума в течение трех месяцев подряд не проводила заседание.
Губернатор области вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий вновь избранной в правомочном составе Тульской областной Думы в случае, если вступившим в силу решением соответствующего суда установлено, что указанный орган государственной власти Тульской области в течение трёх месяцев со дня его избрания в правомочном составе не проводил заседание.
Губернатор Тульской области вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий Тульской областной Думы в течение трёх месяцев со дня вступления в силу решения соответствующего суда.
3. Решение Губернатора Тульской области о досрочном прекращении полномочий Тульской областной Думы принимается в форме указа.

Статья 44. Аппарат Тульской областной Думы

1. Для организационного, правового, информационного, материально — технического, финансового и иного обеспечения деятельности депутатов, комитетов и комиссий Тульской областной Думы создаётся аппарат, который является постоянно действующим государственным органом.
2. Работники аппарата Тульской областной Думы являются государственными гражданскими служащими Тульской области.
3. В аппарате Тульской областной Думы председателем Тульской областной Думы могут учреждаться должности, не относящиеся к должностям государственной гражданской службы Тульской области.
4. Организация деятельности аппарата Тульской областной Думы регулируется Положением, утверждаемым Тульской областной Думой.

Статья 45. Контрольные функции Тульской областной Думы

1. Тульская областная Дума осуществляет контроль за соблюдением и исполнением законов Тульской области, исполнением бюджета Тульской области, исполнением бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов Тульской области, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью Тульской области.
2. Тульская областная Дума осуществляет иные контрольные функции, установленные федеральным законодательством и законодательством Тульской области.
3. Тульская областная Дума образует счётную палату Тульской области, которая является постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля. Полномочия и порядок её деятельности определяются законом Тульской области.

ГЛАВА IV. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

Статья 46. Система органов исполнительной власти Тульской области

1. В Тульской области устанавливается система органов исполнительной власти во главе с правительством Тульской области.
2. Правительство Тульской области формирует иные (отраслевые, функциональные) органы исполнительной власти Тульской области.
Структура исполнительных органов государственной власти Тульской области определяется Губернатором Тульской области.
3. Органы исполнительной власти Тульской области в пределах своих полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации входят в единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Статья 47. Правительство Тульской области

1. Правительство Тульской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Тульской области.
2. Губернатор Тульской области определяет основные направления деятельности правительства Тульской области.
3. Правительство Тульской области состоит из первого заместителя Губернатора Тульской области — председателя правительства Тульской области, заместителя Губернатора Тульской области — руководителя аппарата правительства Тульской области — начальника главного управления государственной службы и кадров аппарата правительства Тульской области, заместителей Губернатора Тульской области, заместителей председателя правительства Тульской области, заместителей председателя правительства Тульской области — министров Тульской области, заместителя председателя правительства Тульской области — руководителя представительства правительства Тульской области при Правительстве Российской Федерации, министров Тульской области, министров Тульской области — директоров департаментов.
4. Правительство Тульской области формируется Губернатором Тульской области. Структура и порядок его формирования устанавливаются настоящим Уставом и законом Тульской области.
4. Правительство Тульской области обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать.
5. Финансирование правительства Тульской области, возглавляемых им органов исполнительной власти Тульской области осуществляется за счёт средств бюджета Тульской области, предусмотренных отдельной статьей.
6. Правительство Тульской области слагает свои полномочия перед вновь избранным Губернатором Тульской области, а также в случае принятия Губернатором Тульской области решения о его отставке.

Статья 48. Полномочия правительства Тульской области

1. Правительство Тульской области разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития Тульской области, участвует в проведении единой государственной политики в сфере финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения, безопасности дорожного движения и экологии.
2. Правительство Тульской области:
1) осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, противодействию терроризму и экстремизму, борьбе с преступностью;
2) осуществляет в пределах своих полномочий меры по обеспечению государственных гарантий равенства прав, свобод и законных интересов человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств; предотвращению ограничения прав и дискриминации по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности; сохранению и развитию этнокультурного многообразия народов Российской Федерации, проживающих на территории области, их языков и культуры; защите прав национальных меньшинств; социальной и культурной адаптации мигрантов; профилактике межнациональных (межэтнических) конфликтов и обеспечению межнационального и межконфессионального согласия;
3) разрабатывает проект бюджета Тульской области, а также проекты программ социально-экономического развития Тульской области;
4) обеспечивает исполнение бюджета Тульской области, готовит отчёт о его исполнении и отчёты о выполнении программ социально-экономического развития Тульской области;
5) управляет и распоряжается собственностью Тульской области в соответствии с законами Тульской области, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление Тульской области в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
6) вправе предложить органу местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством Российской Федерации и Тульской области изданные ими правовые акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, настоящему Уставу, законам и иным нормативным правовым актам Тульской области, а также вправе обратиться в суд;
7) обеспечивает взаимодействие органов исполнительной власти Тульской области с Тульской областной Думой;
8) осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, Уставом (Основным Законом) Тульской области и законами Тульской области, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными статьей 78 Конституции Российской Федерации.
3. Правительство Тульской области в пределах своих полномочий издаёт постановления и распоряжения, обязательные для исполнения на территории Тульской области.

Статья 49. Аппарат правительства Тульской области

1. Для обеспечения деятельности Губернатора Тульской области и правительства Тульской области формируется постоянно действующий государственный орган аппарат правительства Тульской области.
2. Работники аппарата правительства Тульской области являются государственными гражданскими служащими Тульской области.
3. В аппарате правительства области Тульской области Губернатором Тульской области могут учреждаться должности, не относящиеся к должностям государственной гражданской службы Тульской области.
4. Организация деятельности аппарата правительства Тульской области регулируется актами Губернатора Тульской области и первого заместителя Губернатора Тульской области — председателя правительства Тульской области.

ГЛАВА V. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ГУБЕРНАТОРА ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ, ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ И ПРАВИТЕЛЬСТВА ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

Статья 50. Взаимодействие Губернатора Тульской области, Тульской областной Думы и правительства Тульской области

1. В соответствии с конституционным принципом разделения властей Тульской областная Дума и правительство Тульской области осуществляют свои полномочия самостоятельно.
2. Тульская областная Дума и правительство Тульской области взаимодействуют в установленных федеральным законом и законами Тульской области формах в целях эффективного управления процессами экономического и социального развития Тульской области и в интересах ее населения.
3. Указы Губернатора Тульской области и постановления правительства Тульской области направляются в Тульскую областную Думу в десятидневный срок со дня принятия.
Тульская областная Дума вправе обратиться к первому заместителю Губернатора Тульской области — председателю правительства Тульской области с предложением о внесении в постановления правительства Тульской области изменений и (или) дополнений либо об их отмене, а также обжаловать их в судебном порядке или в установленном порядке обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии Конституции Российской Федерации указанных нормативных правовых актов.
Тульская областная Дума вправе обратиться к Губернатору Тульской области с предложением о внесении в указы Губернатора Тульской области, а также в постановления правительства Тульской области изменений и (или) дополнений либо об их отмене или обжаловать их в судебном порядке или в установленном порядке обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии Конституции Российской Федерации указанных нормативных правовых актов.
4. Постановления Тульской областной Думы направляются Губернатору Тульской области в десятидневный срок со дня принятия.
Губернатор Тульской области вправе обратиться в Тульскую областную Думу с предложением о внесении изменений и дополнений в её постановления либо об их отмене, а также вправе обжаловать их в судебном порядке.
5. Тульская областная Дума направляет планы законопроектной работы Губернатору Тульской области.
Губернатору Тульской области направляются проекты законов Тульской области, внесенные иными субъектами права законодательной инициативы. Заключения Губернатора Тульской области и поправки к законопроектам рассматриваются Тульской областной Думой в обязательном порядке.
6. Губернатор Тульской области вправе участвовать в работе Тульской областной Думы с правом совещательного голоса.
На заседаниях Тульской областной Думы и её органов вправе присутствовать с правом совещательного голоса руководители органов исполнительной власти Тульской области или уполномоченные ими лица.
По приглашению Тульской областной Думы на её заседаниях присутствуют члены правительства Тульской области.
Взаимодействие Губернатора Тульской области и правительства Тульской области с Тульской областной Думой осуществляет полномочный представитель Губернатора Тульской области в Тульской областной Думе.
7. На заседаниях органов исполнительной власти Тульской области вправе присутствовать депутаты Тульской областной Думы либо, по поручению её председателя, работники аппарата Тульской областной Думы.

Статья 51. Разрешение споров между Тульской областной Думой и правительством Тульской области

Споры между Тульской областной Думой и правительством Тульской области по вопросам осуществления их полномочий решаются путём создания на паритетной основе согласительных комиссий на срок не более одного месяца. По истечении установленного срока при отсутствии согласия в решении возникающих вопросов рассмотрение спора может быть передано в судебные органы в установленном законодательством порядке.

РАЗДЕЛ III. ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ

Статья 52. Местное самоуправление в Тульской области

1. Жители Тульской области осуществляют местное самоуправление в Тульской области посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.
2. Органы государственной власти Тульской области содействуют развитию местного самоуправления на территории Тульской области.
3. Органы местного самоуправления могут наделяться законами Тульской области отдельными государственными полномочиями Тульской области в порядке, установленном федеральными законами.
4. Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами Тульской области в соответствии с требованиями, установленными федеральным законом.

РАЗДЕЛ IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ГЛАВА I. ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ, ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ УСТАВА ОБЛАСТИ И ВНЕСЕНИЯ В НЕГО ПОПРАВОК

Статья 53. Порядок принятия Устава (Основного Закона) Тульской области и внесения в него поправок

1. Устав (Основной Закон) Тульской области, закон Тульской области о поправках в Устав (Основной Закон) Тульской области принимаются большинством не менее двух третей голосов от установленного настоящим Уставом (Основным Законом) Тульской области от числа депутатов Тульской областной Думы, в пятидневный срок со дня принятия направляются для подписания и официального опубликования Губернатору Тульской области.
2. Губернатор Тульской области в течение четырнадцати календарных дней со дня поступления Устава (Основного Закона) Тульской области, закона Тульской области о поправках в Устав (Основной Закон) Тульской области подписывает и официально их опубликовывает.
3. Губернатор Тульской области вправе отклонить Устав (Основной Закон) Тульской области, закон Тульской области о поправках в Устав (Основной Закон) Тульской области в течение четырнадцати календарных дней со дня их поступления. При этом они возвращаются в Тульскую областную Думу с мотивированным обоснованием их отклонения либо с предложением о внесении в них изменений и дополнений. Губернатор Тульской области может внести предложение по созданию согласительной комиссии для преодоления возникших разногласий.
4. При повторном рассмотрении отклоненные Губернатором Тульской области Устав (Основной Закон) Тульской области, закон Тульской области о поправках в Устав (Основной Закон) Тульской области могут быть приняты Тульской областной Думой в прежней редакции в случае их одобрения не менее чем двумя третями голосов от установленного числа депутатов. Принятые Тульской областной Думой Устав (Основной Закон) Тульской области, закон Тульской области о поправках в Устав (Основной Закон) Тульской области в течение пяти календарных дней направляются Губернатору Тульской области, который обязан подписать и опубликовать их в течение четырнадцати календарных дней со дня поступления.

Статья 54. Право законодательной инициативы по внесению поправок в Устав (Основной Закон) Тульской области

Законопроекты о поправках в Устав (Основной Закон) Тульской области могут вносить:
Губернатор Тульской области;
группа депутатов Тульской областной Думы численностью не менее одной трети от установленного числа депутатов Тульской областной Думы.

Статья 55. Вступление в силу Устава (Основного Закона) Тульской области, закона Тульской области о поправках в Устав (Основной Закон) Тульской области

Устав (Основной Закон) Тульской области, закон Тульской области о поправках в Устав (Основной Закон) Тульской области вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.

ГЛАВА II. ВСТУПЛЕНИЕ В СИЛУ НАСТОЯЩЕГО УСТАВА (ОСНОВНОГО ЗАКОНА) ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

Статья 56. Вступление в силу настоящего Устава (Основного Закона) Тульской области

1. Настоящий Устав (Основной Закон) Тульской области вступает в силу через десять дней после его официального опубликования.
2. Со дня вступления в силу настоящего Устава признать утратившими силу:
Устав Тульской области от 12 ноября 2001 года № 265-ЗТО «Устав (Основной Закон) Тульской области»;
Закон Тульской области от 26 апреля 2004 года № 442-ЗТО «О поправках в Устав (Основной Закон) Тульской области»;
Закон Тульской области от3 июля 2006 года № 714-ЗТО «О поправке в пункт 2 статьи 34 Устава (Основного Закона) Тульской области»;
Закон Тульской области от 2 апреля 2007 года № 817-ЗТО «О поправках в Устав (Основной Закон) Тульской области»;
Закон Тульской области от 5 июня 2007 года № 824-ЗТО «О поправках в статью 32 Устава (Основного Закона) Тульской области»;
Закон Тульской области от 3 октября 2007 года № 877-ЗТО «О поправке в пункт 2 статьи 4 Устава (Основного Закона) Тульской области»;
Закон Тульской области от 5 декабря 2007 года № 911-ЗТО«О поправках в Устав (Основной Закон) Тульской области»;
Закон Тульской области от 7 апреля 2008 года № 988-ЗТО«О поправках в Устав (Основной Закон) Тульской области»;
Закон Тульской области от 12 декабря 2008 года № 1106-ЗТО
«О поправках в Устав (Основной Закон) Тульской области»;
Закон Тульской области от 12 декабря 2008 года № 1107-ЗТО
«О поправке в пункт 2 статьи 66 Устава (Основного Закона) Тульской области»;
Закон Тульской области от 7 апреля 2009 года № 1260-ЗТО
«О поправках в Устав (Основной Закон) Тульской области»;
Закон Тульской области от 31 октября 2009 года № 1349-ЗТО
«О поправках в Устав (Основной Закон) Тульской области»;
Закон Тульской области от 2 декабря 2009 года № 1361-ЗТО
«О поправке в пункт 1 статьи 34 Устава (Основного Закона) Тульской области»;
Закон Тульской области от 6 февраля 2010 года № 1393-ЗТО
«О поправке в пункт 5 статьи 51 Устава (Основного Закона) Тульской области»;
Закон Тульской области от 7 октября 2009 года № 1346-ЗТО
«О внесении изменения в статью 5.6 Закона Тульской области «Об административных правонарушениях в Тульской области»;
Закон Тульской области от 10 ноября 2010 года №1492-ЗТО
«О поправке в пункт 1 статьи 19 Устава (Основного Закона) Тульской области»;
Закон Тульской области от 10 ноября 2010 года № 1495-ЗТО
«О поправке в пункт 2 статьи 34 Устава (Основного Закона) Тульской области»;
Закон Тульской области от 29 июня 2011 года № 1588-ЗТО
«О поправке в пункт 3 статьи 27 Устава (Основного Закона) Тульской области»;
Закон Тульской области от 27 сентября 2012 года №1803-ЗТО
«О поправках в статьи 9-1 и 54 Устава (Основного Закона) Тульской области»;
Закон Тульской области от 28 сентября 2012 года №1810-ЗТО
«О поправке в пункт 3 статьи 18 Устава (Основного Закона) Тульской области»;
Закон Тульской области от 25 апреля 2013 года №1938-ЗТО «О поправках в статьи 18 и 30 Устава (Основного Закона) Тульской области»;
Закон Тульской области от 24октября 2013 года № 2012-ЗТО «О поправке в пункт 2 статьи 66 Устава (Основного Закона) Тульской области»;
Закон Тульской области от 31 января 2014 года № 2052-ЗТО «О поправке в статью 51 Устава (Основного Закона) Тульской области»;
Закон Тульской области от 10 июля 2014 года № 2157-ЗТО «О поправках в статьи 9-1 и 24 Устава (Основного Закона) Тульской области»;
Закон Тульской области от 30 сентября 2014 года №2172-ЗТО «О поправке в статью 17 Устава (Основного Закона) Тульской области»;
Закон Тульской области от 27 октября 2014 года № 2186-ЗТО «О поправке в статью 24 Устава (Основного Закона) Тульской области».

Председатель Тульской областной Думы С.А. Харитонов
Губернатор Тульской области В.С. Груздев
г. Тула

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

14 − 13 =